HiFi DAC на чипе Asahi Kasei AK4490 — Сообщество «Сделай Сам» на DRIVE2

Привет.
Расскажу еще об одной моей поделке, которая по сути и убедила в том что на aliexpress есть реально годные вещи, нужно только правильно и внимательно выбирать.
Речь о DIY наборе для внешнего ЦАПа.

Полный размер

Забегая в перед — вот такой красавец получился 🙂

Поскольку я в то время перешел на ноутбук, то моя любимая звуковушка Crative Audigy 2ZS уже никак не могла радовать меня музыкой, то нужно было решать как быть дальше.
Внешняя звуковуха, внешний ЦАП или же самодельный внешний ЦАП.
Решено было попробовать собрать свое. Тем более что я люблю мастерить руками, хоть не всегда и получается.

Почитав обзоры и отзывы различных чипов ЦАП выбор пал на Asahi Kasei AK4490
Очень позитивно отзываются. До этого опыта прослушивания не было.
Нашел несколько вариантов реализации ЦАП на их базе. От простых, до правильных, с раздельным питанием, с двумя чипами и двумя операционниками на выходе.

Выбрал нечто среднее. Так как не был уверен что останусь доволен.
В общем заказал вот такой ЦАП и трансформатор к нему:

— Собранная плата на чипе AK4490
— Трансформатор под него
— USB XMOS контроллер
— RCA

Выбрал эту плату потому что она нечто средне по степени правильности реализации. Три блока питания, фильтры, и теоретически возможность заменить операционник на выходе.
Есть все порты для подключения. И возможность доукомплектовать асинхронным USB контроллером (синхронный на борту).
Отдельно заказал XMOS контроллер. Это очень полезная штука. Позволяет не париться о качестве USB кабеля. XMOS — асинхронный контроллер передачи данных. То есть там уже не поток, как при простом USB\Optical\Coaxial подключении, где нет контроля принятых данных. А уже пакетная передача данных как на компьютере. То есть 100% пакет будет получен корректный. И все данные будут получены ЦАПоп и они будут достоверны.
Хорошие RCA разъемы, та как штатные полная фигня.

Как все приехало собрал на столе послушать. Изначально без XMOS (он приехал позже).

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Плата имеет дисплей на котором отображается выбранный вход и частота дискретизации.
Так же селектор входа в виде ручки.

Изначально хотел разместить все в корпусе от DVD плеера, купленного как донор под ЦАП.

Полный размер

Полный размер

Но реализацией корпуса остался крайне не доволен и решил подыскать что то более подходящее и компактное.
Пришла идея поискать корпусы от мини PC и внешних DVD приводов.
Попался абсолютно подходящий внешний привод в алюминиевом корпусе!

Полный размер

Выпотрошил внутренности (блок питания, вентилятор, разъемы).
Установил кнопку питания. Изначально была микрокнопка на реле, я поставил силовой выключатель.
Из отверстия под светодиод активности привода сделал селектор входа. Разместил микрокнопку и толкатель за ним.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Вырезав в заглушке отверстие под дисплей, закрепил его термоклеем.

Полный размер

Полный размер

Дальше размещение элементов вышло такое:

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Черную заглушку обтянул пленкой под шлифованный алюминий.
Собранный ЦАП вышел очень даже хорошо на мой взгляд:

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Компактно, красиво, и из благородных материалов корпус.

По звуку.
Мой вывод что вполне заслуженно чип АК4490 на сегодня считается одним из топовых в ЦАПах.
Конкретно у моего отключены встроенные фильтры. Или не отключены, но в любом случае похоже плата не дает возможности ими управлять. Возможно это одна из причин дешевизны данной платы.
Но я и не планировал пользоваться фильтрами так как я сторонник «линейки» в звуке.

Звук обалденный. Глубина сцены и панорама — это то что в первую очередь выделяют те кто слышит как АК4490 работает. Правда некоторые даже начинают убеждать что такая сцена достигается пост обработкой, однако сам производитель ничего подобного не заявляет.

Как по мне — он просто отлично играет, без какой либо обработки.
По частотке сказать нечего — все линейно. Ни разу не возникало желание что либо корректировать эквалайзером. Все есть и все на месте.

У меня на работе есть еще один DAC с усилителем FX Audio DAC X6 на базе CS8416 + CS4398 + OPA213.
Понятно что их нельзя в лоб сравнивать, но все же — это небо и земля 🙂 В пользу AK4490. Просто разного уровня устройства.
Коллега так же болеет подобным, только портативом. Переслушал много ЦАПов разных, и так же пришел к выводу что семейство АК4490 — самое интересное в плане достоверности и сцены.

Пока доволен всем.
Если и буду делать апгрейд — то на ЦАП с раздельными каналами: два DAC AK4490 или поновее и два выходных операционника. В таком конфиге сцена думаю будет еще круче.

www.drive2.ru

F.Audio XS02 — HiFi аудиоплеер с двойным ЦАП AK4490EQ и сменными усилителями / Hi-Fi и цифровой звук / iXBT Live

F.Audio уже давно не новичок на рынке портативного аудио. Первым ее детищем стала модель XS01, которая хоть и не наделала шума, но заслужила одобрение своих немногочисленных владельцев. Следующий их плеер однозначно выстрелил, мало кто из фанатов звука не слышал о F.Audio FA1. За свои деньги он давал весьма добротное качество и содержал в себе топовый ЦАП от Asahi Kasei: AK4497. Теперь компания решила сделать ход лосем и, взяв наработки от модели FA1, реализовала их в продолжении младшей линейки. Таким образом, сегодня у меня в руках новый плеер компании — F.Audio XS02. Основной особенностью модели стал конечно же двойной ЦАП AK4490EQ и возможность легкой замены операционных усилителей.

Характеристики
  • ЦАП: 2 x AK4490EQ
  • ОУ: TPA6120A2 + 2 x OPA604 (сменные)
  • Разрешение звука: до 384 кГц/32 бит
  • Экран: 2″ TFT, 240 x 320
  • EQ: на 5 полос
  • Аккумулятор: 3000 мА/ч (до 10 часов работы)
  • Память: 32Гб внутренней + MicroSD до 256Гб.
  • Поддержка форматов: WAV, FLAC, ALAC, AIFF, WMA, DSD, MP3, OGG, APE
  • Поддержка DSD: до DSD256
  • Размеры: 93 мм x 58 мм x 20 мм
  • Вес: 150 г
Видеоверсия обзора

Распаковка и комплектация

Такое ощущение, что коробка планировалась для флагманской модели, отчего размер у нее ну очень не соответствует содержимому.

Внутри, кроме самого плеера, находим только MicroUSB кабель.

Дизайн/Эргономика

Внешне F.Audio XS02 мне сильно напомнил FiiO X3 II, особенно в плане габаритов. В руках плеер ощущается удобным и довольно компактным. Корпус полностью выполнен из металла, кнопки нажимаются с уверенным четким щелчком, а так же имеется приятный 2 дюймовый цветной дисплей с регулировкой времени подсветки. Странно, но настройка яркости экрана в текущей прошивке не реализована. По углам обзора дисплей конечно тоже не шик, но как для плеера — этого вполне достаточно.

Также, на передней части имеем 3 большие и 4 маленькие металлические кнопки.

Левая верхняя кнопка отвечает за включение плеера и переход к быстрому меню.

Из интересного, тут можно найти только 5 полосный эквалайзер с нескольким пресетами и возможностью ручной настройки. Режим отключенного эквалайзера у F.Audio, привычно уже, называется HiFi.

Правая кнопка отвечает за возврат на предыдущую позицию, а при удержании, на выход в главное меню. Кнопки расположенные крестом имеют вполне логичные функции: центральная — подтверждение и блокировка, левая и правая — переход по трекам и перемотка, а верхняя и нижняя — переход по медиатеке.

На задней части модели имеем симпатичный рисунок с бабочками и немного служебной информации.

На боковых гранях никаких функциональных элементов нет.

Сверху находятся два выхода: High Amp и Low Lo. High Amp — это по сути обычный 3.5 мм. выход под наушники, его основной особенностью является включение к в тракт выходного усилителя TPA6120A2. Low Lo — это обычный линейный выход для подключения плеера в машине или к внешнему усилителю, в этом случае TPA6120A2 не задействуется. Однако, на самом деле, любой из этих разъемов можно использовать для прослушивания музыки. High Amp дает более яркий, резкий и мощный звук, в своих тестах на этом выходе я прослушивал примерно на 50 пунктах из 100 возможных. Low Lo подойдет для наушников до 32 Ом, в моем случае громкость составляла около 80 из 100 пунктов. Поддержка гарнитуры конечно же есть, но при этом сам пульт, увы, не работает. Громкость на линейном выходе конечно же регулируется.

Кроме того, в модели F.Audio XS02 нет поддержки функционала USB DAC и OTG. С компьютером плеер способен работать исключительно в виде картридера. Заряжается аппарат от 5 вольт 1 ампера чуть более 4 часов, при этом работает он около 10 часов. По моим замерам, емкость аккумулятора составляет примерно 3000mAh. Индикаторного светодиода в плеере тоже нет, а чтобы проверить уровень заряда, нужно нажать среднюю кнопку.

На нижней части устройства находим MicroUSB порт, маленькую кнопочку сброса и слот для карт памяти MicroSD. При этом своей памяти у аппарата целых 32Гб.

Железо

Полной разборки плеера мне произвести не удалось, поскольку аккумулятор намертво посажен на плату, а с другой стороны, в этом нет никакой необходимости.

Основное достоинство модели F.Audio XS02 — это конечно же использование двух ЦАП Asahi Kasei AK4490EQ. Выбор, на мой взгляд, очень здравый — толку он флагманских моделей не так много, а ценник при этом взлетает достаточно ощутимо.

За выходной усилитель TPA6120A2 могу только пожать руку производителю.

А вот использование в качестве фильтра двух съемных усилителей OPA604, на мой взгляд, не самая лучшая идея. Однако оба этих усилителя сидят в кроватках и заменить их не составит никакого труда, делается это при помощи обычного пинцета.

Интерфейс и настройки

Интерфейс плеера столь же сильно напоминает FiiO.

Есть возможность воспроизведения по артистам, жанрам и конечно же папкам.

Для начала пройдемся по минусам: при использовании плеер немного нагревается, на текущей прошивке поддержка DSD256 реализована ужасно, звук сильно искажается и слушать это невозможно, поддержки CUE, увы, нет, а при переключении на другую папку, появляется серьезная задержка воспроизведения. Также, на некоторых записях можно услышать небольшие потрескивания. На предоставленных мне образцах я действительно это слышу, однако, за неделю использования плеера ничего подобного мне не встречалось, хотя специально выслушивал именно этот момент.

В плюсах — плеер удобный, имеет официальную руссификацию и нормальный русский шрифт, интерфейс вообще работает достаточно быстро, программный плеер удобный: через папки ходит, обложки отображает, также есть таймеры сна и выключения.

Карту плеер сканирует средне по скорости, удалить с неё ничего нельзя, операции с файлами и папками тут не реализованы. В настройках есть 4 цифровых фильтра. На слух изменения мало заметны, однако наиболее интересен автоматический выбор фильтра, как он работает — реально загадка. При отключении аппарат может запоминать позицию, что очень удобно для аудиокниг и длинных файлов.

Прошивка у меня от 30.03.

Звук

Для тестирования плеера использовались наушники: Trinity Vyrus, Edifier H880, Shozy Hibiki, KZ ZS10, Onkyo e700m, SONY MDR-SA3000, Sennheiser IE4. Референс: E-MU 0204.

Низкие частоты хотя и звучат достаточно глубоко, но звук контрабаса не дотягивает до естественности из-за провала на нижней части средних частот. И, как следствие, контрабас получается массивным, но с несколько ослабленным «телом». Рычащий бас также звучит утробно, хотя по скоростным показателям и общей проработке — вопросов к нему нет. Да, очень специфичная подача на низах.

Говоря о средних частотах, сразу же хочется отметить, что кристальной чистоты в звуке нет. Складывается ощущение некоторой искусственной замутненности или даже замыливания. Порой мне кажется, что китайцы, имея в народном репертуаре много ВЧ, намеренно добиваются этой небольшой мути. Естественно, такой подход позволяет справляться с некачественными записями, проблемами на верхах и прочим, но все таки лишают живые инструменты некоторого особенного лоска.

Нет, звук тут конечно не темный. Высоких — достаточно, но они как бы сглажены и чуть компрессированы, из-за чего тарелочки ощущаются литыми, а отзвуки щипковых инструментов как будто специально гасятся.

Отбрасывает ли такой подход тень на вокал и живые инструменты? Да, конечно. Здесь надо оговориться, что в отличие от xDuoo X20 на F.Audio XS02 инструменты среднего диапазона раскрываются гораздо полнее, но все таки в несколько своеобразной манере. Деталей на средних частотах более чем достаточно, разборчивость тоже отличная. Поэтому, в отличие от xDuoo, слушать XS02 все равно хочется и делать это действительно приятно. Особенно такую подачу оценят те, кто как огня боится высоких частот. В F.Audio XS02 соблюли некоторый баланс, оставив полноту звучания и при этом не уходя в «темноту».

Наиболее живо плеер раскрывает раритетные записи, я буквально заново открыл для себя альбомы 60, 70 и 90-х годов. Современная музыка с качественной проработкой ВЧ слушается на F.Audio XS02 как то вяло. На стоковых усилителях я бы рекомендовал аппарат именно любителям раритетов.

К эмоциональности подачи у меня также никаких вопросов, она конечно чуть скрадывается, но это действительно «чуть». Если напрямую не сравнивать — подобное даже в голову не придет.

Восприятие сцены абсолютно естественное, все музыканты и инструменты на своих местах. В общем, подача плеера в стоковом варианте достаточно музыкальная, с немного сдвинутым в нижнюю половину басом, хорошо проработанной серединой и чуть-чуть притушенными верхами. По наушникам я пробовал разное и могу сказать, что плеер абсолютно не привередлив и раскроется как на динаме, так и гибридах. Естественно, с поправкой на спицифику звучания ваших наушников.

Сравнивая F.Audio XS02 с другими плеерами, я бы однозначно его выделил над xDuoo X20, xDuoo X10, Cayin N3 и FiiO X3 II. Плеер действительно играет правильнее первого и значительно взрослее всех остальных.

Выводы

Итогом, аппарат конечно получился очень интересным. Поначалу мне казалось, что пока не придут усилители на смену, он будет валятся у меня на полке, однако по факту каждый день использую именно его. Что то в нем все таки цепляет: приятный дизайн, он действительно симпатичный, а после зишанов так вообще кажется пределом дизайнерского мастерства. По софту конечно есть вопросы: могли бы поработать над функциональностью, но тут придется подождать обновлений прошивки. Будут они или нет и что конкретно в них изменится — гадать я не возьмусь. А тем временем, плеер в своем стоковом варианте хотя и не предел мечтаний, но звучит весьма детально и имеет очень любопытную подачу, которая понравится как любителям светлого, так и темного звука. Лично мне плеер очень зашел, а чтобы было еще лучше — уже заказано 5 пар различных усилителей, общей стоимостью в половину данного плеера. Прям сильно понравился мне аппарат и очень хочется сделать из него совсем конфетку, но об этом мы наверно поговорим в другой раз.

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА F.AUDIO XS02

www.ixbt.com

старики, нахалы и нахальные старики (часть 3) / Stereo.ru

Начало:

Однобитники и мультибитники (часть 1)

Сердце ангела (часть 2)

Analog Devices

Некогда производитель изысканной AD1862 — отличной 20-битной модели R-2R, сейчас Analog Devices перепрофилировался на более доступные мультимедийные решения «все в одном». В частности, чипы AD можно было встретить в предыдущем поколении B&W Zeppelin Air (AD1936 + DSP ADAU1445). Считается, что компоненты на Analog Devices играют сообразно своему названию — более тепло и гладко, и не так резко по сравнению с конкурентами.

Esoteric X-01D2 использует AD1955

В роли хайфайного чипа в номенклатуре компании сегодня присутствует лишь одна модель AD1955 с поддержкой DSD. Из дорогих аппаратов ее можно было встретить в Esoteric X-01D2, а из дешевых – в ЦАПах Emotiva XDA-1 и Asus Essense 3.

Цена из партии в 1000 шт.: 6,86$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 110 дБ.

Sabre

Поговорим о самом молодом и дерзком потомстве среди ЦАПов. Хотя на самом деле эта компания существует с 1984 года, но раньше больше была известна на рынке компьютерного мультимедиа. Повальный аудиохайп случился на переломе 2010-х. На рынок выкатились невиданные 8-канальные чипы с 32-битным исчислением, DSD-поддержкой и чумовыми характеристиками. Сейчас «камни» Sabre можно встретить практически везде — начиная от портатива и китайских DIY-китов до профессионального хай-энда.

Однако заслуги «Сябров» перед аудиофильским человечеством не абсолютны. Ряд взыскательных слушателей, включая недобитых, которые еще помнят разные R-2R мультибиты, высказывают претензии. Главная из них — при зашкаливающем разрешении и скорости нарастания импульса, фонограмма на Sabre может терять в слитности и распадаться на яркие паттерны. Так что при не очень удачной интеграции Sabre, «просто слушать музыку» будет утомительно. Видимо, не все звуковые богатства могут быть описаны стандартной спецификацией.

Флагманский чип Sabre ES9038PRO

Актуальных моделей в высшей аудиолинейке Sabre сейчас три. ES9038PRO — флагманский чип с программируемым фильтром и рекордным значением динамического диапазона 140 дБ. Младшие ES9028PRO и ES9026PRO умеют то же самое, но с диапазоном 128/124 дБ и 120/110 дБ уровнем искажений соответственно. Как и прародители, все это 8-канальные процессоры, которые можно гибко настраивать. Компоненты с данными тремя ЦАПами на момент написания статьи еще не анонсированы, ведь обновление номенклатуры Sabre пришлось на начало 2016 года.

Для портативного аудио Sabre предлагает ЦАПы в которых можно узнать черты предыдущего поколения – ES9601C/K, 9602С/Q и 9018Q2C с поддержкой DSD256 с частотой 11,2 МГц. В данном случае они получили апгрейд в виде встроенных усилителей для наушников. Динамический диапазон вполне приличный 122 и 121 дБ при -102 дБ искажений на нагрузке наушниками 32 Ом.

Цены на новейшие линейки Sabre пока неизвестны рядовым заказчикам, но например 9018Q2C предлагается за 22 доллара, причем объем заказа не должен быть менее 4-х или более 10 единиц.

Asahi Kasei

Вообще-то это большая японская корпорация с химическим прошлым, у которой нас интересует подразделение Asahi Kasei Microdevises. ЦАПы AKM нельзя назвать прямо уж новичками, но в среде аудиофилов долгое время они находились в тени Burr-Brown и Cirrus Logic. И это не было справедливым. Ведь не только ЦАПы, но и аналого-цифровые преобразователи у Asahi Kasei были вполне приличными и активно применялись в Pro технике высокого класса. В 90-х чипы АКМ стояли даже в Sony Playstation, который, к слову сказать, оказался весьма удачным аудиоисточником.

Разработчики утверждают, что начиная с модели AK4396, используется демодулятор, принципиально отличающийся от остальных дельта-сигм конкурентов. В его работе практически отсутствует высокочастотный шум квантования, — неизбежное зло дельта-сигмы, которое раньше приходилось задабривать набором фильтров. В общем, с тех пор как уважаемые имена сбавили обороты, а некоторые и вовсе вышли из этого бизнеса, Asahi Kasei вместе с Sabre делят рынок самых современных моделей.

Флагманский чип Asahi Kasei AK4497EQ

Сегодня флагманской моделью в семействе Vertita у Asahi Kasei является AK4497EQ с поддержкой PCM потока с разрядностью 32 бит/768 кГц, это уже даже выше чем суперформат DXD. Динамический диапазон 128 дБ, коэффициент искажений -116 дБ. Что касается поддержки DSD, то там верхний потолок составляет чудовищные 22,4 МГц.

Ниже по рангу стоит AK4490EQ, который умеет принимать «всего лишь» DSD256 с 11,2 МГц. Цифровых фильтров меньше на один (было шесть, стало пять), динамический диапазон уменьшился до 123 Дб, а искажения подросли до -112 дБ.

Самыми дешевыми и приемлемыми по соотношению качество/цена будут AK4495EQ/SEQ, так как при тех же характеристиках динамического диапазона что и у 4490, его искажения составили -101 дБ, а поддержка DSD приняла значения обычных коммерческих 5,6 МГц. Да, и не забываем, что большинство SACD вообще закодированы под 2,8 МГц.

Для ресиверов, сетевых устройств и другой подобной техники предлагается линейка New Generation – с аналогичной поддержкой 32 бит/768 кГц и DSD256. Динамический диапазон и искажения там пониже чем у топовых Verita – «всего» 115 дБ и -107 дБ соответственно. Но вообще надо сказать, что в величинах аналоговых цепей остальных компонентов, все это исчезающе малые величины. На текущий момент в линейке представлены четыре модели с одинаковыми характеристиками: AK4452VN, AK4454VN, AK4456VN и AK4458VN.

В самых амбициозных плеерах Astell&Kern AK380 стоит чип AK4490

Для портативной техники предназначен AK4376, у которого тоже очень неплохо: динамический диапазон составляет 125 дБ, искажения -106 дБ. Усилитель работает в классе G и отдает 25 мВ на 32-омную нагрузку. Чип поддерживает параметры 32 бит / 384 кГц, DSD нет, но для портатива его присутствие – скорее красивая вывеска, чем реальное преимущество. Младшая модель AK4375 имеет меньший потолок в 192 кГц и 110 дБ диапазона и 99 дБ искажений. При той же мощности усилителя оба чипа имеют 0,1% искажений при работе с наушниками.

Другие материалы цикла:

Выбираем лучший ЦАП: однобитники и мультибитники (часть 1)

Выбираем лучший ЦАП: сердце ангела (часть 2)

Выбираем лучший ЦАП: FPGA-модули на гиперскорости (часть 4)

stereo.ru

ЦАП (тема не для холивара, а для субъективного мнения пробовавших). / Stereo.ru

Скажу банальность, которую говорил не раз. Надо сравнивать не по чипам ЦАП, а конкретные устройства в целом. Каждый случай отдельно. Посредственная реализация может угробить хороший звук, и в то же время фирменные не дешевые устройства на чипах ЦАП, считающихся в сообществе самыми худшими, играют заметно более интересно. Обычно в этом случае на форумах включается тяжелая артиллерия «знатоков», иногда меня цитируют как пример лютой глупости. Только вот у самих у них мнение в результате такое же, если почитать. Обычно принято считать, что чипы ESS дают наилучшее разрешение и детализацию. Только устройства на них нередко получаются излишне яркими. Сначала впечатление: вау, воздух, воздух! А позже: что то мозги выедает… Чипы AKM считаются более смягченными, тем не менее в посредственной реализации звук все равно может оказаться грубым и зернистым. CS — старый уже вояка, звук у него густой, «ламповый», но на фоне ESS он дает несколько меньшее разрешение. При всем при этом если у Вас в выходном каскаде будет стоять что-то типа NE5532, NE5534- на любой микросхеме ЦАП итог будет так себе. То есть этих особенностей Вы просто не услышите. Даже рекламируемые фирменные Ничиконы в Алишных предложениях нередко ситуацию не спасают. Ничикон — это фирма, как и Мундорф. Каждая ее деталь отличается определенным влиянием на звук, в этом надо разбираться. Бездумное использование деталей именитых фирм только по имени и параметру C = 5 мкФ нередко звук только портит. «Я поставил Мундорфы и звук стал совсем темный» — типично прочитать. И не надо на Мундорф пенять в этом случае: эта конкретная деталь именно для этого. В итоге собственную некомпетентность и нежелание разбираться пытаются прикрыть мифом, что дескать именитые производители деталей для аудио лохов разводят. И надо брать только промышленные, для станков и троллейбусов.

Рекомендую вот эту статью почитать от человека, который многое на личном опыте осознал. Да и вообще другие статьи автора на этом сайте по своему интересные.

stereo.ru

HiFi DAC на чипе AK4490 — DRIVE2

Привет.
Расскажу еще об одной моей поделке, которая по сути и убедила в том что на aliexpress есть реально годные вещи, нужно только правильно и внимательно выбирать.
Речь о DIY наборе для внешнего ЦАПа.

Zoom

Забегая в перед — вот такой красавец получился 🙂

Поскольку я в то время перешел на ноутбук, то моя любимая звуковушка Crative Audigy 2ZS уже никак не могла радовать меня музыкой, то нужно было решать как быть дальше.
Внешняя звуковуха, внешний ЦАП или же самодельный внешний ЦАП.
Решено было попробовать собрать свое. Тем более что я люблю мастерить руками, хоть не всегда и получается.

Почитав обзоры и отзывы различных чипов ЦАП выбор пал на Asahi Kasei AK4490
Очень позитивно отзываются. До этого опыта прослушивания не было.
Нашел несколько вариантов реализации ЦАП на их базе. От простых, до правильных, с раздельным питанием, с двумя чипами и двумя операционниками на выходе.
Выбрал нечто среднее. Так как не был уверен что останусь доволен.
В общем заказал вот такой ЦАП и трансформатор к нему:

— Собранная плата на чипе AK4490
— Трансформатор под него
— USB XMOS контроллер
— RCA

Выбрал эту плату потому что она нечто средне по степени правильности реализации. Три блока питания, фильтры, и теоретически возможность заменить операционник на выходе.
Есть все порты для подключения. И возможность доукомплектовать асинхронным USB контроллером (синхронный на борту).
Отдельно заказал XMOS контроллер. Это очень полезная штука. Позволяет не париться о качестве USB кабеля. XMOS — асинхронный контроллер передачи данных. То есть там уже не поток, как при простом USB\Optical\Coaxial подключении, где нет контроля принятых данных. А уже пакетная передача данных как на компьютере. То есть 100% пакет будет получен корректный. И все данные будут получены ЦАПоп и они будут достоверны.
Хорошие RCA разъемы, та как штатные полная фигня.

Как все приехало собрал на столе послушать. Изначально без XMOS (он приехал позже).

Zoom

Zoom

Zoom

Плата имеет дисплей на котором отображается выбранный вход и частота дискретизации.
Так же селектор входа в виде ручки.

Изначально хотел разместить все в корпусе от DVD плеера, купленного как донор под ЦАП.

Zoom

Zoom

Но реализацией корпуса остался крайне не доволен и решил подыскать что то более подходящее и компактное.
Пришла идея поискать корпусы от мини PC и внешних DVD приводов.
Попался абсолютно подходящий внешний привод в алюминиевом корпусе!

Zoom

Выпотрошил внутренности (блок питания, вентилятор, разъемы).
Установил кнопку питания. Изначально была микрокнопка на реле, я поставил силовой выключатель.
Из отверстия под светодиод активности привода сделал селектор входа. Разместил микрокнопку и толкатель за ним.

Zoom

Zoom

Zoom

Вырезав в заглушке отверстие под дисплей, закрепил его термоклеем.

Zoom

Zoom

Дальше размещение элементов вышло такое:

Zoom

Zoom

Zoom

Черную заглушку обтянул пленкой под шлифованный алюминий.
Собранный ЦАП вышел очень даже хорошо на мой взгляд:

Zoom

Zoom

Zoom

Компактно, красиво, и из благородных материалов корпус.

По звуку.
Мой вывод что вполне заслуженно чип АК4490 на сегодня считается одним из топовых в ЦАПах.
Конкретно у моего отключены встроенные фильтры. Или не отключены, но в любом случае похоже плата не дает возможности ими управлять. Возможно это одна из причин дешевизны данной платы.
Но я и не планировал пользоваться фильтрами так как я сторонник «линейки» в звуке.

Звук обалденный. Глубина сцены и панорама — это то что в первую очередь выделяют те кто слышит как АК4490 работает. Правда некоторые даже начинают убеждать что такая сцена достигается пост обработкой, однако сам производитель ничего подобного не заявляет.
Как по мне — он просто отлично играет, без какой либо обработки.
По частотке сказать нечего — все линейно. Ни разу не возникало желание что либо корректировать эквалайзером. Все есть и все на месте.

У меня на работе есть еще один DAC с усилителем FX Audio DAC X6 на базе CS8416 + CS4398 + OPA213.
Понятно что их нельзя в лоб сравнивать, но все же — это небо и земля 🙂 В пользу AK4490. Просто разного уровня устройства.
Коллега так же болеет подобным, только портативом. Переслушал много ЦАПов разных, и так же пришел к выводу что семейство АК4490 — самое интересное в плане достоверности и сцены.

Пока доволен все.
Если и буду делать апгрейд — то на ЦАП с раздельными каналами: два DAC 4490 или поновее и два выходных операционника. В таком конфиге сцена думаю будет еще круче.

www.drive2.com

alexxlab

leave a Comment