рассказываем, что такое aptX, aptX HD и LDAC — Рамблер/новости
Что нужно знать о прослушивании беспроводного аудио
Bluetooth — это беспроводная передача данных между двумя устройствами на короткое расстояние. Это делается радиоволнами (WPAN).
Немногие знают, что название технологии Bluetooth произошло от имени датского короля Харальда Синезубый (Harald Bluetooth I, 958 год н.э.). Именно он воссоединил части Норвегии и Дании. А сам символ Bluetooth обозначает скандинавские руны B и H.Итак, для передачи музыки через Bluetooth необходимы 3 фактора:
Частота дискретизации (кГц): чем выше частота дискретизации, тем чище звук может быть передан (приближен к цифровому). Искажения в звуке уменьшаются и слышимый диапазон частот расширяется.
Глубина выборки (бит): чем больше глубина выборки, тем выше разрешение музыки. Динамика увеличивается по мере увеличения диапазона между мягкими и громкими звуками. Таким образом возможно получить больше более тонких звуковых уровней и тональных нюансов.
Скорость передачи данных (kbps): это скорость соединения, с которой в этом случае музыкальные звуковые данные передаются с устройства на наушники. Это, однако, не совсем так. Если говорить более точно, то эта величина указывает на возможный размер передаваемого количества данных за определенный момент времени. Чем выше скорость передачи данных с наушниками Bluetooth, тем больше данных (в то же время) может быть передано устройством. Таким образом, слышимый звук значительно улучшается.
Что означают сокращения aptX, pptx HD и LDAC?
Эти сокращения предназначены для обозначения кодеков Bluetooth и в основном описывают различные параметры передачи данных. Они отличаются частотой дискретизации, глубиной выборки и скоростью передачи. В устройствах на Android 8.0 обеспечивается поддержка этих аудиокодеков, и вы можете наслаждаться лучшим качеством звука.
При частоте дискретизации в 48 кГц и глубине выборки 16 бит при максимальной скорости передачи 352 килобит в секунду.
atpX — это самый медленный вариант для беспроводной передачи музыки. Аналоговый сигнал считывается 48 000 раз в секунду и сохраняется с 16 битами. В принципе, это солидные цифры. Для сравнения, CD считывается и сохраняется с идентичными данными. Однако относительно медленная передача приводит практически к 50% -ной потере качества звука. Таким образом, глубина выборки составляет всего 8 бит, что связано с разрешением музыки.
AtpX HD также имеет частоту дискретизации 48 кГц, но цифровой сигнал сохраняется с разиером в 24 бита. Динамический диапазон увеличивается, что приводит к более высокому качеству звука. Использование LPCM (линейная импульсно-кодовая модуляция) приводит к передаче данных без потерь от аналогового к цифровому сигналу. Звук, таким образом, более чистый.
PCM — это метод модуляции, который преобразует аналоговый сигнал в цифровой. На компакт-диск поступают аналоговые звуковые волны записи музыки. В какой степени скорость передачи адаптирована в этом кодеке просто для передачи лучшего звука в наушниках пока не известно.
Bluetooth-кодек Sony LDAC — лучшая и самая быстрая из трех возможностей беспроводного аудио.
При скорости передачи данных менее 1 Мбит / с при частоте дискретизации (96 кГц) и глубине выборки 24 бит достигается почти качество CD.
Совместимые наушники Bluetooth
Современный рынок предлагает как наушники-вкладыши, так и обычные наушники, например, Sony h. ear wireless MDREX750BT/B, LG Tone Active + или PSB M4U 8. Полный список поддерживающих беспроводное прослушивание музыки наушников можно найти на веб-сайте aptX-HD. Наушники Sony MDR-1000X и MDR-1ABT поддерживают LDAC. Читайте также: Топ-10 лучших bluetooth-наушников 2017 года
Что нового в Bluetooth 5 Фото: компании-производители, pexels.com
Читайте также
news.rambler.ru
Полное руководство по Bluetooth-наушникам: разбираемся в деталях — Новости
1 августа 2018, 22:12 1300Беспроводные наушники — более сложные устройства, чем может показаться на первый взгляд. За отсутствием кабеля скрывается множество нюансов, неочевидных для простого пользователя. К примеру, чем Bluetooth 2.1 отличается от 5.0? Что означают маркировки SBCи aptX и какая между ними разница?
Попробуем разобраться в деталях и объяснить их максимально простым языком.
Важна ли для наушников версия Bluetooth?
Если вы начнете выбирать беспроводные наушники, то, наверняка, обратите внимание на версию Bluetooth, указанную в характеристиках. Наиболее свежие модели имеют версию Bluetooth 4.1, 4.2, или самую новую 5.0. Если вы начнете искать в сети, то узнаете, что Bluetooth 5.0 имеет улучшенный диапазон, пропускную способность и другие параметры. Но так ли это важно для наушников?
Практически все улучшения Bluetooth 5.0 имеют значение лишь для протокола низкого энергопотребления. То есть, они обеспечивают точную передачу данных на фитнес-трекерах, умных брелках, гаджетах умного дома. Но наушники не используют протокол низкого энергопотребления. Все беспроводные наушники работают на протоколе Bluetooth Basic Data Rate/Enhanced Data Rate, или BR/EDR, который был специально разработан для передачи аудио. BR/EDR никак не улучшился с выходом Bluetooth 5.0.
Короче говоря, ответ на вышеобозначенный вопрос — нет. Версия Bluetooth не имеет никакого значения для беспроводных наушников.
Качество звука: кодеки SBC, AAC, aptX и LDAC
Bluetooth не передает MP3 напрямую в наушники. Сперва музыка сжимается в определенном формате, в сжатом виде передается “по воздуху”, затем, уже в самих наушниках, декодируется и передается на динамики. Различные наушники, смартфоны и аудиоплееры поддерживают различные форматы кодеков, необходимых для этого сжатия. И, в отличие от версии Bluetooth, эти кодеки могут реально влиять на качество звука.
Вот краткое описание наиболее популярных кодеков, используемых в беспроводных наушниках и смартфонах.
- SBC (Subband coding). Это стандартный кодек для всех стереонаушников Bluetooth. Он обеспечивает наиболее низкое качество звука. Оно не всегда ужасно, но качество может сильно меняться от устройства к устройству. Таким образом, довольно часто SBC звучит хуже, чем альтернативные кодеки.
- AAC. Кодек AAC очень эффективен и обеспечивает лучшее качество, чем SBC. Это единственный не-SBC кодек, поддерживаемый iPhone и iPad, также он встречается на некоторых Android-моделях. Кодек поддерживается наушниками AirPods Apple, Beats, а также некоторыми другими моделями от сторонних производителей.
- aptX и aptX HD. Данные кодеки принадлежат компании Qualcomm. Они обеспечивают высокую степень сжатия и высокое качество звука. Эти форматы поддерживаются большим количеством Android-смартфонов. Благодаря высокому сжатию кодеки обеспечивают минимальную задержку при передаче звука. Это весьма полезно, если вы используете беспроводные наушники при просмотре фильмов или видеороликов. Чем меньше задержка, тем меньше звук отстает от изображения. Если вам нужны наушники с минимальной задержкой, ищите версию с кодеком aptX LL. Аббревиатура LL случае означает “Low Latency” — “малое время ожидания”.
- LDAC. Данный кодек принадлежит Sony. По оценкам экспертов, он обеспечивает наивысшее качество звучания. Этот кодек вшит в Android 8.0 Oreo, так что с выходом обновления операционной системы он появился во множестве Android-смартфонов. Увы, наушников, которые поддерживают этот формат, не так много. В основном это беспроводные модели от компании Sony.
Если вы не являетесь заядлым аудиофилом, то все кодеки, кроме самого базового SBC, будут звучать для вас одинаково хорошо. Но обратите внимание на важный момент. При выборе вы должны убедиться что тот или иной кодек присутствует и в передатчике (смартфон или аудиоплеер), и в приемнике (наушники).
Если ваш смартфон поддерживает кодек LDAC, а наушники — нет, то кодирование будет осуществляться с помощью базового кодека SBC, соответственно, качество звука снизится. Так что обращайте внимание на аппаратную совместимость.
Быстрое подключение: W1, NFC и другие опции
Изначально предполагалось, что отказ от кабеля сделает наушники более удобными, но в итоге он подарил человечеству массу проблем с подключением. Иногда наушники подключается по Bluetooth безо всяких проблем. Но порой соединение не хочет устанавливаться либо наушники пытаются соединиться с каким-то другим устройством. В таких случаях пользователю приходится копаться в настройках смартфона, а это сильно действует на нервы.
Чтобы упростить задачу некоторые разработчики пытаются совмещать Bluetooth с другими беспроводными технологиями. Аудио в этом случае передается по Bluetooth, а подключение устройства осуществляется при помощи NFC или его аналогов.
Наиболее яркий пример такой технологии — миниатюрные беспроводные наушники AirPods от Apple. AirPods оснащены чипом W1, позволяющем мгновенно синхронизировать их с W1-совместимыми моделями iPhone. Также чип W1 используется в наушниках Beats, выпускаемых специально для iPhone.
У Google тоже имеется своя технология быстрого подключения. Она называется “fast pair” и использует Bluetooth с низким энергопотреблением, также известный как Bluetooth LE, Bluetooth Smart или просто BLE
.Встречаются и модели наушников с NFC. Но какой бы технологией малого радиуса действия не были оборудованы те или иные наушники, такая же технология должна иметься в смартфоне. Если вы попытаетесь синхронизировать Apple AirPods с Android-смартфоном без чипа W1, никакого быстрого подключения не получится. То же касается BLE и NFC. Нет смысла переплачивать за наушники с технологией быстрого подключения, если ваш смартфон такой технологии просто не поддерживает.
Другие опции
Беспроводные наушники Aventho Beyerdynamic
Кодеки и быстрое подключение — это то, на что обязательно нужно обращать внимание при выборе беспроводных наушников. Но существуют и другие важные нюансы.
Так, параметр “Multipoint” в спецификациях наушников означает, что они могут быть синхронизированы с несколькими устройствами одновременно. К примеру, вы можете подключить наушники к смартфону и планшету и выбирать, откуда принимать звук. Параметр “
Некоторые беспроводные наушники имеют собственные приложения для управления дополнительным функционалом. Например, Bose SoundSport Wireless работают с приложением Bose Connect. Приложение позволяет настраивать голосовые подсказки или задавать время отключения наушников для экономии батареи.
Существуют и другие опции, которые напрямую не связаны с Bluetooth. К примеру, дорогие наушники Aventho Beyerdynamic автоматически ставят музыку на паузу, когда вы их снимаете, и запускают воспроизведение, когда надеваете. А модель Sony H900N начинает транслировать звуки окружающего мира, когда пользователь прикасается к правому наушнику. Правда, подобные функции являются слишком редкими и индивидуальными, потому для них не придумано стандартных обозначений. Предполагается, что пользователь, который покупает наушники за несколько сотен долларов, внимательно прочитает их описание.
igate.com.ua
музыка синего зуба — не хайпа ради, но пользы для / Блог компании Pult.ru / Хабр
{sarcasm_mode_on}Начну с того, что наш блог основательно сильно застрял в лекциях по акустике, ностальгировании по советскому хайфаю, истории науки и аудио корпораций. Баста! Пора чем-то это всё разбавить. Цикл будет посвящен старым добрым теплым лампам, платиновым межблочникам и главное, великой теории «Божественного Звука»… Особенностью постов цикла будет паранаучнсоть, метафизичнолсть, субъективизм, диктат вкусовщины. Все изложенные данные будут основаны на рекомендациях самого авторитетного аудиофила в мире, почетного филофониста 180-го уровня Вольтметра ИНИновича Осциллографа. Just kidding…
{sarcasm_mode_off}
Сначала разберемся с “синим зубом”…
Если без шуток, то одним из самых стремительно растущих трендов в аудио являются беспроводные технологии, и, в частности, Bluetooth (статистика продаж Pult.ru демонстрирует упорный и неуклонный рост интереса к наушникам без проводов). Однако наша торговая практика показывает, что не все потребители понимают, чем беспроводные наушники отличаются друг от друга. Основные сложности возникают при попытках определиться с кодеками, которые поддерживаются устройством. Бывают также ситуации, когда наушники поддерживают технологию, а источник (смартфон) — нет. Под катом несколько слов о проблемах и возможностях синезубых кодеков.
Беспроводной тренд — полезно или нет
В данный момент существует 6 кодеков, обеспечивающих передачу звука с использованием Bluetooth. Многие знают, что применение того или иного кодека может повлиять на качество передаваемого звука, т.е. на верность воспроизведения, при этом люди не утруждают себя изучением вопроса и говорят о том, что:
“скорость Bluetooth соединения не позволяет передать качественный звук”.
{sarcasm_mode_on}
По мнению всех великих аудиофилов, Википедии и других хороших людей, Bluetooth предполагает цифровую передачу данных посредством радиоволн со скоростью от 1 Мбит/с и выше. При использовании такого соединения, информация передается в еретически цифровом виде, для чего используются кодек(специальный шифратор/дешифратор), который преобразует код в Божественный Звук. От того при помощи какого кодека будет осуществляться такое преобразование будет зависеть итоговая степень божественности.
Мы конечно понимаем, что настоящий адепт воздушных трактов купит кабель для наушников из благородного металла за $ 100500 и не будет использовать эти жуткие беспроводные технологии. Однако тех, кто уже пристрастился к пагубному влиянию “синего зуба”, следует направить на путь истинный и рассказать им о «правильных» и «неправильных» кодеках.
Все интересующиеся темой цифрового звука матерые филофонисты давно уяснили, что есть цифровые форматы “с потерями” и “без потерь” и, конечно, в этих форматах отличается “качество” и “Божественность”. Т.е. в случаях ”с потерями” часть исходных аналоговых данных не воспроизводится, а наши мозги их “додумывают” сами или не “додумывают”, в случае же использования lossless “додумывать” ничего не надо, так как потери отсутствуют. Похожая ситуация и с кодеками Bluetooth.
{sarcasm_mode_off}
При всём удобстве применения bluetooth-гарнитур, некоторые из них действительно способны воспроизводить звук с существенными потерями. Речь о пресловутой “высокой верности воспроизведения” в таких продуктах идти не может. Кроме того, те, кому доводилось играть в игры и смотреть фильмы с использованием Bluetooth-наушников, отмечают серьезные проблемы с задержками. Сегодня для передачи звука через Bluetooth используются следующие кодеки: SBC, aptX, aptX-HD (aptX Lossless), AAC, LDAC. От того, какой из них используется наушниками и источником сигнала, будет зависеть отсутствие или наличие проблем.
Далее о каждом кодеке подробнее.
Старый добрый SBC
SBC (Subband Codin) — был первым кодеком, который использовался для Bluetooth передачи аудиосигнала. Как и в случае с форматом mp3, SBC кодирование основано на том, что существенная часть частотного диапазона нами не воспринимается, что было выявлено в результате психоакустических исследований в далёких восьмидесятых-девяностых.
Кодирование в SBC оказалось достаточно грубым. Несовершенный алгоритм стал причиной того, что при воспроизведении сложного музыкального сигнала заметны шумы от ошибок квантования и прочие цифровые артефакты. Особенно последнее касается ВЧ диапазона на частотах от 5 до 15 кГц.
SBC поддерживает частоты дискретизации до 48 кГц и битрейт 328 кбит/с. По количеству слышимых артефактов и потерь декодированный при помощи SBC-сигнал сравним с mp3 — 96-128 кбит/c. Дело в том, что основой для алгоритма SBC был кодек MPEG-1 Audio Layer II (mp2) образца 1993-го года, унаследовав от mp2 многие недостатки сжатия, которые были исправлены в более поздних lossy форматах.
Большой проблемой этого кодека являются звуковые задержки, достигающие 100–150 мс, а в тяжелых случаях 250 мс, они особенно сильно проявляются при использовании Bluetooth-наушников в играх и при просмотре динамичного видео.
Между тем, кодек идеально подходит для передачи человеческой речи, новостного радио, разговоров и, например, аудиокниг. Самым большим достоинством SBC является то, что его поддерживают любые устройства, использующие стандартный bt-аудиопрофиль A2DP.
aptX — достаточно и почти для всех
aptX был разработан компанией Qualcomm как альтернатива SBC. Причиной его создания стала неудовлетворенность потребителей возможностями базового кодека SBC и появлением в сигнале слышимых артефактов квантования.
aptX обеспечивает частоту дискретизации 44,1 кГц (разрядность 16 бит) с битрейтом до 352 кбит/с. По результатам слепых субъективных тестов, качество звука aptX невозможно отличить от CDDA. Проблема задержек, характерная для SBС, была решена расширением aptX Low Latency, которое снизило предельную продолжительность задержек до 40 мс.
aptX поддерживает подавляющее большинство смартфонов, беспроводных наушников и колонок. Исключением является почти вся продукция компании Apple.
aptX-HD — много понтов и мало устройств
Сравнительно свежий кодек от Qualcomm, появившийся в 2016-м году, который стал логическим продолжением aptX. aptX-HD был разработан в ответ на требования скорее элитарно-аудиофильского, нежели массового рынка. Существенная часть потребителей (условно назовём их мобильными аудиофилами) сочла необходимым передачу хайреза по Bluetooth. По заявлению производителей aptX-HD:
“позволяет кодировать и передавать звук практически без потерь, либо с минимальными потерями.”
Для кодирования используется частота дискретизации 48 кГц с разрядностью 24 бита и битрейтом 576 кбит/с.
Можно смело говорить, что возможности кодека скорее будут востребованы теми, кому необходимо знать об идеальности звука, нежели слышать реальную разницу. С 2017-го года такие компании как LG, Sony, Huawei выпускают смартфоны с поддержкой нового кодека. При этом Samsung (по всей видимости намеренно) отказались от применения этой технологии в своих флагманах, несмотря на использование процессоров Snapdragon, в спецификациях которых есть поддержка этого кодека.
{sarcasm_mode_on}
Истинные адепты “Божественного Звука” конечно знают, что все разговоры о том, что “хайрез не нужен” — брехня тугих на уши бездуховных еретиков технофилов.
{sarcasm_mode_off}
Тем не многим, кто отличает качество CDDA на слух от hi-res пока приходится быть достаточно ограниченными в выборе устройств, поддерживающих aptX-HD. Если говорить о беспроводных наушниках, то это от силы 3 % от всех моделей, появившихся в 2017-м году.
AAC — только для Apple
AAC — был в своё время придуман для того, чтобы стать альтернативой mp3, и обеспечить более высокое качество звука при меньших объемах. После начала глобального интереса к lossless, он уступил своё место формату ALAC, но при этом остался штатным кодеком Apple для Bluetooth. Яблочный кодек обеспечивает скорость передачи 264 кбит/с с частотой дискретизации 44,1 кГц. Качество звука аналогично aptX и на слух практически неотличимо от CDDA.
Если у вас устройство-источник Apple, стоит обратить внимание поддерживают ли наушники кодек AAC. Наушники с поддержкой AAC не являются большой редкостью, но всё же их значительно меньше чем aptX. Совершенно закономерно, что AirPods поддерживают AAC.
LDAC — «космос» от японских перфекционистов
LDAC — это кодек, разработанный компанией Sony, для беспроводной передачи звука высокого разрешения.
{sarcasm_mode_on}
Истинные аудиофилы конечно же знают, что true HI-res — это только фонограммы, записанные с частотой дискретизации от 88,2 кГц и разрядностью 24 бита.
{sarcasm_mode_off}
Фактически LDAC был придуман для обеспечения бескомпромиссного подхода к HI-res. Он обеспечивает битрейт 990 кбит/с, частоту дискретизации 96 кГц с разрядностью 24 бита, что превосходит точность CDDA формата и по формальным показателям “лучше”, чем другие кодеки, использующиеся c Bluetooth. Подчеркну, что это уже скорее из области философии или метафизики, нежели относится к реальным возможностям слуха. Безусловно существует небольшой процент людей, возможности слуха которых выше чем у остальных, а также люди, которым нужно знать о том, что их звук безупречен.
На данный момент LDAC используется только в продуктах Sony премиум сегмента. Таких устройств немного. Интересно, что в сравнительных субъективных тестах, результаты которых опубликованы на сайте Sony, компания сравнивает LDAC с устаревшим SBC. Это как бы намекает…
Итог
{sarcasm_mode_on}
Если филофонист неофит грешит использованием беспроводного тракта, ему как воздух необходим хайрез, а это значит, что ничего кроме LDAC или в крайнем случае aptX-HD ему не подойдёт. Иначе будет не True.
{sarcasm_mode_off}
Всем остальным будет достаточно использования aptX и AAC (в случаях с Apple). Тем, кто не намерен слушать музыку, а использует гарнитуру для новостей, разговоров и аудиокниг будет достаточно базового SBC.
Джинса
В нашем каталоге представлен широкий ассортимент беспроводных и других наушников. Ассортимент и ценовой диапазон товаров настолько широк, что сможет удовлетворить требованиям как прижимистых меломанов, так и взыскательных приверженцев бескомпромиссного подхода.
Использованые в материале изображения заимствованы со следующих ресурсов:
www.sony.ru/electronics/interview-ldac
www.androidauthority.com/sony-ldac-codec-790690
4pda.ru
habr.com
Практическое сравнение Bluetooth кодеков SBC/APTX/APTX HD — Сообщество «Автозвук» на DRIVE2
Поскольку планирую использовать в качестве основного сигнала для усилителя вход по bluetooth, возник актуальный вопрос «какой Bluetooth кодек более правильно передает сигнал?» И насколько будет заметна разница?
Долго искал в сети материалы на эту тему (именно тесты, а не теорию), но так и не нашел. Если кто видел — отпишитесь в комментах дополнительно. Как говорил герой известного фильма -«Мы не будем полагаться на случай…», поэтому, решил провести свой тест. Цель теста, не исчерпывающее всестороннее сравнение кодеков, а сбор простых наглядных результатов именно для моей ситуации и моего материала (MP3 320 «insane» пережатый из FLAC. Через год-два, вероятно, переползу на использование какого-нибудь он-лайн сервиса вроде Tidal с MQA качеством 96/24).
В качестве BT-приемника у меня плата с оптическим выходом на чипе CSR 8675. Он поддерживает 3 кодека — SBС, APTX, APTX HD (AAC не поддерживает, так бы тоже добавил в сравнение Пардон, посмотрел внимательно — поддерживает, но переделывать уже не буду. Мне не интересно, результаты будут ожидаемо между SBC и APTX HD. Только если кто-то очень попросит.). Цифровой сигнал с него, к сожалению, не нашел куда воткнуть. Пробовал в ресивер и из него брать на выход наушников — получилось, мягко говоря, не очень. Поэтому пришлось заказывать очередную посылку у братьев-китайцев в виде простенького DAC.
Полный размер
Такая схема стенда. Слева powerbank, справа — выход на line-in
Условия тестирования (железо): на выходе с BT оптики сигнал всегда 44.1K/16 бит (смотрел ресивером). Да, жаль не 96K/24, наверное было больше отличий, но что делать. Переключать принудительно с телефона пробовал, не дает. Телефон LG на чипе Snapdragon 835, кодеки переключаются в developer menu, BT-громкость на максимум, плеер штатный, без всяких «улучшений». Аналоговые выходы с DAC заворачиваем в Line-In на настольном ПК. На входе все цифруется Adobe Audion в PCM на 44.1/24. Уровень подстроен, перегрузок и клипа не было, по шкале максимальный уровень -1 db (да и по картинкам все это видно). Телефон в прямой видимости ~1 м. от приемника. Понятно, что не Hi-Fi компоненты, но все-таки ощутимо «выше среднего».
Условия тестирования (материал): 3 flac 44/16, 1 flac 44/24 (Katy Perry), 1 mp3 320k (из flac 44/16). Спектрограммы рисовал Sox 14.4.2 только по одному каналу (масштаб крупнее — лучше видно). Здесь далее все рассматривается на примере только 2-х треков: Sia — Chandelier и Sam Smith — Stay With Me. Картинки еще по 2 трекам: Katy Perry — Chained to the Rhythm и Daft Punk feat. Pharrell Williams — Get Lucky + оригиналы выложил тут (на d2 ограничение картинок в посте): yadi.sk/d/QztUHmL_oApMGg
Да, в целом это все +/- примерно одинаковая «попса», но я тест для себя и делал. У меня весь материал такой. Классику не слушаю, джаз очень мало. Общую картину составить позволяет.
Итак, наконец, результаты:
1) Sia — Chandelier. Громкий вокал, много низов, по верхам «щеточки» и синтезированные звуки. Понятно что битрейта «на все» не хватит.
Полный размер
Оригинал FLAC 44/16. Много информации до 5КГц, полезный сигнал есть вплоть до 22 КГц
Полный размер
APTX HD. Пропускает примерно до 21 КГц.
Полный размер
APTX. Тоже не режет грубо на 20 КГц, но в целом примерно с 16-17 видно, что сигнал менее насыщенный
Полный размер
SBC. Выше 20 не пропускает вовсе, с 16 режет еще сильнее.
Полный размер
Оригинал пережатый в MP3 320. Картинка из файла. Видно конечно, что разрешение ниже FLAC, и все срезано на 20 КГц
Полный размер
MP3 переданный по APTX HD. Практически 1-в-1 с оригиналом.
Полный размер
MP3 по SBC. Аналогично, с 16 КГц идут потери, при этом верх чуть более мягко фильтрами размазывается (и еще забавный факт — с в самом правом верхнем углу SBC почему-то рисует палочку на 20 КГц которой в исходном MP3 и при APTX нет ))
2) Sam Smith — Stay With Me. Типа блюз-джаз, близко к живому звуку. Тарелочки-бубенчики в верхах. Полезного сигнала не так много. Должно быть всем полегче.
Полный размер
Оригинал FLAC 44/16. Следует обратить внимание, что есть четкие пики до 21,5 КГц, а затем до 22 ничего нет
Полный размер
APTX HD. Ожидаемо хорошо. Пики — как в оригинале, точно до 21.5 Кгц. Но почему-то в низах (до ~300 Гц) уровень сильно ниже. Может стоило прибавить при оцифровке.
Полный размер
APTX. Почти как HD, за исключением 2-х моментов. Он как-то сам додумал и дорисовал все до верху в 22 КГц, а также замазал провал на 14Кгц.
Полный размер
SBC. Как и раньше. Срез плавно от 17 КГЦ до полного пропадания после 20.
Что из этого всего следует? Выводы я сделал такие (все применительно к материалу 44.1/16!):
0) Если вы не «прожженный аудиофил» с установленной системой в 20 динов, BT на мой взгляд более чем достаточно для большинства материала. Оптика — пережиток прошлого, на 2-3 полосной системе разницу с APTX надо будет специально выискивать, а удобства с BT больше в разы.
1) SBC не так плох, как ожидалось. Да, после 16 КГц сдает заметно, но для всяких «бумбоксов» и настольных колонок мне кажется его вполне достаточно. Ожидал сильно худшего. Да понятно, что тут идеальные условия, видимо битрейт был максимальный (345 Кбит) и без потери пакетов. Тем не менее, отвращения при прослушивании на приличной покомпонентной домашней 5.1 системе не вызывает.
2) «Обычный» APTX также не сильно хуже APTX HD, но что-то от себя «дорисовывает». Для FLAC 44/16, а уж тем более MP3 320 его более чем достаточно. Разница видимо больше в задержке (у APTX она весьма ощутима, несколько десятков мс., у HD заявлено меньше 5)
3) Для того чтобы увидеть пользу APTX HD видимо нужен материал 96/24 и такой же DAC. Собственно визуально на телефоне он и показывает, что HD гонит в 24 бита, но на выходе оптики только 16 остается. На том что есть сейчас у меня, разница минимальна и на слух не ощущается совсем.
4) С учетом сказанного, получается мне было бы вполне достаточно «фирменной BT-коробки» под мой материал MP3 320 и процеусь Panacea (которая поддерживает только APTX, без HD). Кому такой же выбор актуален — думаю можно смело брать ее.
Кто еще может дополнительно прокомментировать результаты — welcome!
www.drive2.ru
Некоторая неудобная правда об LDAC / Хабр
Эта статья – продолжение обсуждения, зарождённого в предыдущей статье.
Как показала практика, работа команды маркетологов Sony дала свои плоды – и кодек LDAC в своей Bluetooth-реализации набирает популярность и даже завоевал некоторое количество фанатов.
Разберём, действительно ли всё так великолепно?
Именно такая картинка является основным козырем Sony в продвижении LDAC. Компания заявляет, что с помощью этого кодека удалось превзойти качество передачи звука в три раза лучше, чем SBC и даже aptX, при этом всё ещё используя Bluetooth как передающую технологию, и при этом передавать звук высокой чёткости.
Хмммм…
В начале давайте сосредоточимся на основах Bluetooth. Я знаю, что об этом уже писал, но не вспомнив это — невозможно сосредоточиться на том, что хотелось бы обсудить.
Введение и краткий ликбез
Есть версии, профили и кодеки. Так, Ваше устройство может иметь Bluetooth версии 3.0. Музыкальный профиль в нем — A2DP, как и во всех версиях Bluetooth в течение многих лет. А внутри профиля A2DP можно использовать разные музыкальные кодеки (MP3, AAC, SBC, aptX, LDAC и т.д.), чтобы сжимать музыкальные файлы в битрейты, которые могут быть переданы посредством Bluetooth.
В системе Bluetooth отправляющее устройство часто называют SRC (source), а принимающее – SNK (sink).
Усовершенствованный Профиль Распространения Звука (Advanced Audio Distribution Profile) или A2DP был разработан более десяти лет назад. До этого профиля существовала так называемая «голосовая передача» («voice layer»), разработанная для гарнитур и имеющая пропускную способность всего 64 кбит/с. Остальная часть Bluetooth была «передачей данных» («data layer»). Поэтому для улучшения качества звука (и особенно для передачи стереосигнала) и был разработан A2DP, суть которого была в захвате некоторой части битрейта, предназначенного для «передачи данных», и приспособлении его для музыки.
Существует также Профиль Дистанционного Управления Аудио/Видео (Audio/Video Remote Control Profile) — AVRCP, который работает параллельно, чтобы обеспечить передачу управляющих данных: команд изменения громкости, переключения треков и так далее.
Какую скорость передачи данных может получить A2DP из общего пула? На самом деле, в текущей версии A2DP нет ограничений, однако есть рекомендации, и в отношение кодека SBC выглядят они следующим образом:
Таким образом, при частоте дискретизации 48 кГц максимально доступное значение составляет 345 кбит/с, а в случае 44,1 кГц – 328 кбит/с. Поскольку качество несжатого CD требует потока на уровне 1411 кбит/с, указанные выше рекомендованные битрейты явно ниже, чем требуется для передачи музыки без сжатия.
Lossy vs Lossless
Чтобы рассуждать далее, важно различать два типа сжатия — без потерь (lossless) и с потерями (lossy). Оба уменьшают размер файла и, следовательно, снижают «нагрузку» на битрейт. Имена говорят сами за себя — при сжатии без потерь информация не теряется, а восстановленный файл в приёмнике файл идентичен файлу в источнике. Сжатие без потерь уменьшает размер файла путем определения шаблонов, которые можно описать и передать быстрее, чем путем отправки самих сырых данных. Говоря грубо, быстрее сказать «в файле 1000 слов «привет» подряд», чем говорить «привет» 1000 раз. Информация будет той же, передача произойдёт без потерь, но со сжатием.
Существует ограничение на степень сжатия без потерь, и практически все из существующих lossless-кодеков (Apple Lossless, FLAC, Ogg Vorbis) позволяют добиться сжатия приблизительно в два раза – и не более. Это значение зависит от типа контента и используемого метода.
Сжатие с потерями уменьшает размер файла, отбрасывая биты. Кодеки с потерями производят поиск информации, которую, по их мнению, Вы не слышите, после чего удаляют её в надежде, что Вы не почувствуете разницу. При таком подходе нет предела тому, какой степени сжатия возможно достигнуть – просто больше информации будет выброшено. МР3 128k сжимает CD приблизительно в 13 раз. Часть сжатия обеспечивается без потерь, как уже упоминалось выше. Всё остальное – это выброшенные данные. И неважно, какие программные или аппаратные нововведения заявит производитель – Вы никогда не восстановите то, что было выброшено, это как перекрасить назад чёрно-белую фотографию.
Ну это во всяком случае в теории и по логике вещей.
aptX
В профиле Bluetooth A2DP допускается использовать различные кодеки. По сути, Вы можете использовать даже MP2, MP3, WMA, AAC и ATRAC – однако поддержка одного кодека является обязательной: SBC (Поддиапазонный Кодек, Sub-Band Codec). Этот кодек поддерживает моно- и стереопотоки на различных определенных частотах дискретизации до 48 кГц.
Все остальные кодеки являются опциональными (включая семейство Sony ATRAC), а компании могут даже определять свои собственные кодеки. НО: для успешной работы необходимо, чтобы на устройствах SRC и SNK была предварительно установлена поддержка этих кодеков.
Следовательно, aptX, который заявляется «широко распространенным кодеком Bluetooth самого высокого качества», будет работать, только если оба устройства совместимы с aptX – например, Ваш смартфон и Ваша колонка Bluetooth.
Совместимость с aptX требует, чтобы производитель заплатил лицензионный сбор, который будет выплачен владельцу aptX (CSR / Qualcomm). Ну об этом уже писалось в предыдущей статье, но отметим, что до недавнего времени Apple включала aptX только в небольшие серии MacBook, а устройства Android получили поддержку aptX только начиная с седьмой версии операционной системы (aptX HD – с восьмой) – более того, даже в этой версии для некоторых устройств поддержка была отключена на уровне софта. Понятно, что большое количество производителей устройств SNK — беспроводных колонок, звуковых панелей и так далее – об этой поддержке и не помышляют, особенно когда речь идёт о бюджетной технике.
Регулярно aptX заявляется как «качество CD», но это не так, поскольку он ограничен 328 кбит/с по профилю A2DP, хотя часто указывается, что он достигает 384 кбит/с. Как мы помним, сжатие без потерь обеспечивает максимум двукратный выигрыш, следовательно, 384 кбит/с превращаются в самом лучшем случае в 768 кбит/с, и очевидно, что aptX не дотягивает до необходимого для «качества CD» потока в 1411 кбит/с, а потому его корректнее назвать «качеством, близким к CD» — по факту, сопоставимым с файлами AAC или MP3 320 кбит/с.
Отдельного внимания заслуживает уже упомянутый вскользь кодек aptX HD. По сути это – тот же aptX, но с иным профилем кодирования и возможностью битрейта до 576 кбит/с. И опять простая математика показывает, что до «качества CD» этой цифры недостаточно, хотя уже и существенно близко (1152 кбит/с).
Наши умозаключения официально подтверждает директор Джонни МакКлинток (JM) – Директор Отдела Маркетинга и Продаж Qualcomm в интервью Sound+Image (S+I):
S+I: Вы можете подтвердить, является ли кодек aptX HD сжатием без потерь или с потерями?
JM: Технически, aptX HD – это кодек со сжатием с потерями. Тем не мене, aptX HD использует сравнительно мягкое сжатие в соотношении 4:1, оно по своей природе не деструктивно. Поскольку он основан на адаптивной дифференциальной импульсно-кодовой модуляции, а не на принципах психоакустического восприятия, aptX HD использует прогнозирующий анализ, а не пытается воспроизвести характеристики человеческого слуха через синтетическое ухо.
S + I: Работает ли он в профиле A2DP или использует дополнительные данные?
JM: Алгоритм aptX HD использует A2DP для Bluetooth.
S + I: Какой максимальной скорости передачи данных возможно достичь?
JM: Для достижения 24-битной глубины и поддержки частоты дискретизации 48 кГц требуется 576 кбит/с.
Таким образом, кодек aptX не позволяет достичь «качества CD».
LDAC от Sony
Часть первая. История
Справедливости ради следует сказать, что у Sony раньше уже были и есть Bluetooth-решения с нестандартными кодеками – это наушники Sony DR-BT50, поддерживающие MP3. Был и кодек Sony ATRAC, так знакомый всем по давно канувшим в лету минидискам.
Но вот Sony Australia представляет новинку в стремлении компании выйти на рынок беспроводных аудиорешений — кодек LDAC. Своё решение компания назвала просто — система «Sony Multi-Room».
Эта система включает в себя достаточно много: три беспроводных динамика, включая один портативный, плюс одну звуковую панель и одну звуковую базу, а также micro-Hi-Fi-систему SX7. Также рекомендуется дополнение в виде одного из поддерживаемых AV-ресиверов Sony — модели STR-DN860 или 1060.
Возможности полученного «мультирума» включают потоковую передачу DLNA с высокой чёткостью от 24 бит / 96 кГц до 24 бит / 192 кГц. Кроме того, есть Bluetooth, использующий собственную технологию кодирования звука LDAC от Sony, которая, как утверждает компания, при запуске проигрывания звука высокой чёткости по Bluetooth, обеспечивает скорость передачи данных 990 кбит/с.
На самом деле существует три уровня LDAC, работающих на 330, 660 и 990 кбит/с — для самой высокой скорости передачи данных Вы должны выбрать режим с приоритетом качества.
Как и в случае с aptX, LDAC можно использовать только в том случае, если источник и устройство-приемник оснащены LDAC. В настоящее время это список совсем невелик, более того – достаточно дорог.
Но вернёмся к главному вопросу: как же это достигается с помощью Bluetooth? Как мы видели, скорость передачи данных 990 кбит/с намного выше, чем спецификация всего стереофонического профиля A2DP Bluetooth, не говоря уже о стандартных кодеках в нем.
Даже если оставить это в стороне, непонятно, как складываются цифры. Поток качества CD на несжатом 16-бит / 44,1 кГц имеет скорость передачи данных 1411 кбит/с. Таким образом, указанные в LDAC 990 кбит/с могут легко использовать сжатие без потерь для достижения полного качества CD через LDAC. С этим понятно.
Но как насчет этого заявления о звуке высокой чёткости? Даже если говорить о нижней заявленной границе 24-бит / 96 кГц — поток 24/96 должен иметь скорость передачи выше 4,5 Мбит/с. Чтобы получить без потерь такое качество при битрейте в 990 кбит/с, потребуется коэффициент сжатия примерно 5:1, что более чем в два раза больше, чем у всех известных lossless-кодеков. То есть всё-таки кодек сжимает данные с потерями? Но какой же тогда это «звук высокой чёткости»?
Часть вторая. Страсти вокруг Hi-Res Audio
Sound+Image связались по электронной почте с Sony Australia и получили подтверждение, что LDAC действительно является кодеком с потерями, использующим сжатие данных примерно в 4,5 раза — примерно половина из которых может быть без потерь (тот самый коэффициент 2!), остальные — с потерями. При этом достижение более высоких значений потока возможно только посредством DLNA, но не Bluetooth.
Но довольно быстро за этим последовало еще одно электронное письмо с информацией из Японии, после чего разгорелась переписка:
Sony:
Предоставленная Вам ранее информация о том, что LDAC — это кодек с потерями, использующий сжатие данных примерно в 4,5 раза, не является действительной.
Правильный ответ: LDAC — это кодек Bluetooth, который использует более эффективное сжатие данных, чем обычные кодеки, используемые в Bluetooth, такие как SBC или aptX. Выигрыш в сжатии может достигать до 3 раз.
Тем не менее, хотя LDAC превосходит другие кодеки Bluetooth, он всё равно подвергает контент сжатию. Следует также отметить, что передача звука высокой чёткости возможна посредством Wi-Fi. Наша система MultiRoon поддержтивает двухдиапазонное решение и в этом случае полностью обеспечивает действительно высококачественное беспроводное аудио.
Мы приносим свои извинения за противоречивую информацию.
S+I:
Просим прощения, но мы понимаем, что передача звука высокой чёткости возможна по Wi-Fi. Однако материалы Sony касательно LDAC четко показывают передачу звука высокой чёткости качества 24/96, требующего скорость передачи 4,5 Мбит/с через канал Bluetooth 990 кбит/с. Не Wi-Fi, Bluetooth! Прилагаем скриншот:
Просим ответить на вопрос: при передаче звука 24/96 через Bluetooth используется сжатие с потерями или без потерь?
Сжатие без потерь означает, что исходные данные могут быть полностью и идеально восстановлены. Сокращение потока со скоростью 4,6 Мбит/с до 990 кбит/с без потерь было бы огромным достижением — ни один другой известный кодек не может достичь такого значения в реальном времени.
Таким образом, нам кажется три возможных варианта:
а) у компании Sony чудесная система сжатия без потерь с коэффициентом 4,5х;
б) LDAC — кодек сжатия с потерями при отправке 24-96 через Bluetooth;
c) веб-сайт и опубликованные материалы ошибочны, и LDAC вообще не может отправлять звук высокой чёткости по Bluetooth, только по Wi-Fi.
Sony:
Снова просим прощения за противоречивые ответы. На самом деле Ваш вопрос достаточно сложен, а поэтому наши специалисты разделяются во мнениях.
Для того, чтобы прояснить ситуацию, мы пригласили Эндрю Хьюза, и он сказал, что ситуация наиболее близка к тому, что Вы изложили в варианте а), хотя мы бы не хотели использовать слово «чудесный».
Чтобы помочь проиллюстрировать.
Рассмотрим сценарий, в котором вы отправляете звук высокой чёткости с LDAC Walkman на наушники LDAC:
— Для передачи по радиоканалу через Bluetooth файл сжимается для передачи, а затем на другом конце наушники реконструируют / распаковывают файл, чтобы получить в результате музыку, эквивалентную 96/24.
— Это делает сигнал без потерь, при этом качество музыки не теряется. Сжатие с потерями, с другой стороны, сжимает файл для передачи, но не восстанавливает его на другом конце, поэтому качество больше похоже на MP3.
— Передача файла в таком сценарии возможна для звука высокой чёткости с характеристиками 96/24. Следующий уровень детализации — 192/24 — в случае нашего сценария приведет к потере качества до уровня, эквивалентного 96/24. LDAC не может передавать качество выше 96/24.
Таким образом, Sony заявляет о своей системе сжатия без потерь, способной достичь коэффицента более 4:1.
Переписка состоялась в 2015 году, и нужно отдать должное въедливым ребятам из S+A –через год они встретились с Sony во время IFA 2016 в Берлине.
«Это не звук высокой чёткости, — сообщил инженер Sony из Азиатско-Тихоокеанского региона. —Мы не утверждаем, что это звук высокой чёткости, но он близок к звуку высокой чёткости».
Инженер не смог однозначно сообщить, относится ли всё-таки кодек к lossless или lossy, но особо отметил, что Sony всегда осторожна в своих претензионных высказываниях: в последних материалах «LDAC эффективно поддерживает исходную битовую глубину и частоту 24 бит / 96 кГц, обеспечивая более полное и насыщенное звучание уровня Hi-Res Audio». Очень ловко, не правда ли?
Что касается того, как Sony сократила скорость 990 кбит/с LDAC до гораздо более ограниченного канала A2DP, инженер ответил, что LDAC увеличивает битрейт, а не работает по рекомендованной спецификации A2DP.
И наконец окончательный ответ на вопрос удалось получить только на пресс-конференции IFA 2016 в беседе Sound+Image с Главным Архитектором Аудиотехнологий Sony (основная специализация — наушники) Коджи Нагено (KN). Это поистине эпично:
S+I: Нам нравится, что Sony с 2013 года уделяет такое внимание звуку высокой чёткости во всех своих продуктах, вплоть до наушников, это действительно замечательно! Но нам кажется, что термин «звук высокой чёткости» зачастую используется не в том понимании. Например, наушники MDR-1000X — в брошюрах написано «hi-res audio», есть логотип Hi-Res Audio, но если прочесть внимательно, то оказывается, что на самом деле звук «почти» высокой чёткости. Можете ли Вы объяснить, как, к примеру, эти наушники Bluetooth могут воспроизводить звук высокой чёткости?
KN: Что касается Bluetooth, то он ограничен скоростью передачи, это 1 Мбит/с, поэтому невозможно передать сигнал без некоторого сжатия с потерями. Но LDAC – это кодек, очень близкий к передаче звука высокой чёткости. Но мы избегаем говорить «это — Hi-Res Audio», да, мы избегаем.
S+I: Но как объяснить логотип Hi-Res Audio и спецификацию?
KN: При проводном соединении с аналоговым входом, MDR-1000X может работать в режиме «NC on» со звуком высокой чёткости. Но мы же не говорим, что это достижимо при беспроводной передаче, верно?
S+I: Таким образом, скорость LDAC, как Вы говорите, составляет 1 Мбит/с, 990 кбит/с, но для 24/96 требуется 4,5 Мбит/с, что в четыре с половиной раза выше. При сжатии без потерь Вы можете получить, возможно, 2 Мбит/с для работы на скорости 990 Кбит/с, но Вы всё ещё более, чем на полпути от звука высокой чёткости. Как это «очень близко к передаче звука высокой чёткости»?
KN: Возможно, это действительно на 100% недостижимо с текущим битрейтом. Необходимо искать пути увеличения битрейта или повышать степень сжатия без потерь в кодеке. Но да, на данный момент это недостижимо.
S+I: То есть, оно не «близко» к звуку высокой чёткости, оно на 50% ниже звука высокой чёткости?
KN: Само качество звука проверяется главным образом… ну можно оценивать качество музыки, прослушивая её, можно также оценивать спектральную форму волн. Это разные вещи, но мы проверяем качество звука – и не видим никакой разницы. Если использовать полный битрейт, максимальную частоту дискретизации и максимальную битовую глубину – мы получим огромный объём информации, но всё равно не достигнем идеала. Когда мы слушаем музыку на вечеринках – разве там нет потерь? Хотя для высокочастотных звуков спекуляции с битовой глубиной действительно могут привести к снижению качества. В любом случае – я не могу сказать, на сколько процентов мы близки к звуку высокой чёткости. Качество звука хорошее, тесты с прослушиванием и спектральными формами волн проходят – разницы нет.
[Другие журналисты задают вопросы.]
S+I: Как инженеры, вы много говорите о чистоте звука и в частности о чистоте звука высокой чёткости. Итак, как Вы можете прокомментировать заявление, что любой музыкальный файл может быть улучшен до уровня практически звука высокой чёткости? Вы верите в такое? (Это утверждение было сделано в отношении Sony DSEE (Digital Sound Enhancement Engine) HX, используемом в наушниках Sony HDR-1000).
KN: Как я уже объяснил, наш опыт, наши методы испытаний, форма волны и прослушивание музыкального образа не выявляют различий. Но если мы уберём высокие частоты и сравним звук – разница будет очевидна. Таким образом, мы считаем, что это близко к звуку высокой чёткости.
S+I: Значит, если мы можем повысить качество любого файла до звука высокой чёткости, нам не нужен вообще источник звука высокой чёткости?
KN: Эээ. [Пауза.]
S+I: Очевидно же, что Вы можете. Имеется в виду, что Вы можете повысить качество MP3 до звука высокой чёткости – и не услышать разницу. Тогда нам вообще не нужен звук высокой чёткости на источнике.
KN: Это зависит от оригинального качества звука. Конечно, если исходный битрейт MP3 слишком низкий, качество невозможно повысить. Но мы можем улучшить это в некоторой степени.
S+I: Итак, какой файл Вы можете увеличить до почти высокой чёткости? Какой уровень — 256, 320, качество CD? В каком файле Вы не слышите разницу? Ваше заявление по сути хоронит необходимость в хранении звука высокой чёткости.
[Длинная групповая дискуссия.]
KN: Извините. DSEE HX улучшает звук, но исходный битрейт должен составлять 248 кбит/с. Тогда его можно улучшить до почти высокой чёткости. Так что, если исходный источник звука ниже, он не может быть улучшен до этого уровня.
S+I: Ого! Значит Sony считает, что 256k может звучать как звук высокой чёткости?
KN: Да, практически как звук высокой чёткости.
Занавес. И мои аплодисменты Sound+Image. Дожали.
Часть третья. О великодушии
В 2017 году стало известно о великодушной «жертве» компании Sony, которая сделала использование технологии LDAC бесплатной в Android O, дабы «принести большую пользу в расширении списка доступных интеллектуальных устройств, которые смогут отправлять данные с использованием LDAC». Тем не менее, как правильно отмечает Trusted Reviews, крайне маловероятно, что другие производители акустики, кроме самой Sony, будут так заинтересованы в лицензировании LDAC в своих наушниках – в приципе мы это видим на примере aptX / aptX HD.
Поэтому многие телефоны могут быть готовы к использованию LDAC, но для его проигрывания в «почти высокой чёткости» придётся покупать только наушники Sony – в таком случае «жертва» весьма оправдана!
И в заключение
Bluetooth версии 5.0, тем не менее, не включает в свою стандартную комплектацию упоминания о звуке с более высокой скоростью передачи, несмотря и на значительное увеличение пропускной способности передачи данных. Так что передача качественного звука по-прежнему будет зависеть от кодеков.
Глядя на искусственное ограничение битрейта SBC, лицензионные схемы aptX и страсти вокруг LDAC, задумываешься о многом…
habr.com
Как кодек LDAC позволяет слушать lossless аудио по Bluetooth?
Беспроводные технологии используются уже достаточно давно. Bluetooth, а также первые беспроводные акустические системы и наушники появились на рубеже 20 и 21 веков. На сегодняшний день их развитие достигло настолько высокого уровня, что некоторые производители, например, Apple, отказываются от 3,5 мм. разъема для наушников в своих устройствах. Это в свою очередь заставляет двигаться разработчиков дальше и создавать технологии, которые позволят передавать без помощи проводов качественные звуковые файлы. Речь идет о кодеке сжатия аудио файлов LDAC, разработанном компанией Sony.
Зачем вообще сжимать аудио файлы?
Сжатие аудио файлов осуществляется для уменьшения их размеров. Например, lossless файлы с битрейтом более 4500 кбит/с, сжатые без потерь качества звука, имеют размер в среднем 80 Мб. А привычный MP3 файл с наивысшим качеством кодирования 320 кбит/с в среднем будет занимать 9 Мб. Очевидно, что MP3 удобнее для большинства слушателей музыки, которые не претендуют на получение звучания высокого качества. Но потребности растут, соответственно и растут требования к звучанию.
Тем не менее, используемые в данный момент технологии беспроводной передачи данных этот битрейт лимитируют. Например, популярный кодек SBC, который сейчас повсюду, может передавать файлы с качеством кодирования не выше 328 кбит/с. Вообще, за стандарт беспроводной передачи аудио был взят битрейт CD-дисков, который составляет 16 бит/44,1 кГц. При таком раскладе даже Hi-res Audio (звук в высоком разрешении) при передаче по Bluetooth будет звучать не лучше, чем при воспроизведении с компакт-диска.
Процесс сжатия файла происходит путем отсечение частот, которые не слышны для человеческого уха. Но при сжатии могут пострадать и частоты, которые мы могли бы услышать. Поэтому качество звука и теряется. Чтобы явно услышать разницу в качестве нужно обладать хорошим оборудованием: мощным источником сигнала и акустической системой класса hi-end. Либо использовать новые технологии, которые позволят передавать звук в высоком качестве без потерь. Поэтому Sony и разработали кодек LDAC для беспроводной передачи.
В чем особенности LDAC кодека?
LDAC поддерживает передачу звука в высоком качестве по Bluetooth при 990 кбит/с и с битрейтом 24 бит/96 кГц. То есть, lossless файл с битрейтом около 1000 кбит/с будет звучать просто по-царски. Также примечательно, что LDAC имеет три типа соединения — с приоритетом качества звучания, нормальный режим и с приоритетом качества соединения. Битрейт в каждом из типов соединения будет составлять 990, 660 и 330 кбит/с соответственно. То есть LDAC способен передавать звук в качестве в 3 раза превосходящем качество передачи по SBC. Еще один кодек высокого качества передачи звука, который повсеместно внедряет компания Qualcomm — aptX HD. Но и его максимум в 576 кбит/с LDAC тоже превосходит.
Если говорить другими словами, то на данный момент LDAC является лучшим способом слушать несжатые аудио файлы без проводов по Bluetooth. Для этого нужно иметь смартфон с поддержкой LDAC. Этим кодеком уже относительно давно оснащают флагманские смартфоны Sony, а с недавнего времени поддержку LDAC вшили в Android 8.0 Oreo. Поэтому любой производитель Android смартфонов может обеспечить передачу несжатых аудио файлов по Bluetooth. С другой стороны, помимо смартфона нужны и наушники, которые поддерживают кодек LDAC. И тут выбор ограничивается наушниками Sony. Например, Sony WH-1000XM2 с этой задачей отлично справляются. Надеемся, что таких наушников появится в ближайшем будущем больше. А вообще, лицензирование использования кодека сторонними компаниями может перенести его и на портативные и домашние акустические системы.
theroco.com
Что такое LDAC? | Sony RU
Орихара: Расскажите, пожалуйста, какие надежды вкладывали разработчики при работе над проектом, ведь благодаря LDAC теперь все большее распространение получат беспроводные решения для прослушивания аудио в высоком разрешении?
Мияхара: Компания Sony со второй половины 2013 года делает акцент на Hi-Res (аудио высокого разрешения). Мы почувствовали, что все больше наших клиентов становятся поклонниками данного формата. Таким образом, появилась необходимость предоставить им возможность обратиться к миру аудио в высоком качестве. Кто-то подключал портативный усилитель PHA-3 к Walkman, кто-то менял кабель наушников. Это очень хорошо, что желание слушать аудио в высоком разрешении становится своего рода хобби, но мы хотели избежать ситуации, при которой качественный звук был бы недоступен массовому потребителю. Благодаря разработке LDAC мы смогли расширить диапазон возможностей для наших покупателей.
Сато: Когда я хочу послушать музыку в максимальном качестве, я беру NW-ZX2 и подключаюсь при помощи провода, но когда едешь, к примеру, на работу, хочется использовать беспроводные наушники. Я беседовал с нашими клиентами, которые приобрели Walkman ®NW-ZX1, и многие из них говорили, что в транспорте пользоваться проводами неудобно, поэтому они пользуются беспроводным вариантом с Bluetooth. На самом деле для нас это было в некоторой степени неожиданно, но внедрив LDAC в плеер Walkman®, мы получили огромную поддержку со стороны наших клиентов. На свою разработку мы возлагали надежды, она должна была сделать прослушивание аудио высокого разрешения на плеерах Walkman ® еще удобнее и проще.
Ватанабэ: Я хотел бы сказать про наушники. С одной стороны, увеличивалось количество моделей, наподобие проводных MDR-1A, которые позволяют наслаждаться аудио высокого разрешения (Hi-Res), с другой стороны, модели, аналогичные MDR-1ABT, могли воспроизводить аудио в высочайшем качестве при проводном соединении, но в беспроводном варианте такое качество становилось невозможным. Многие специалисты, которые принимали участие в предварительных переговорах по технологии LDAC, говорили, что «это технология завтрашнего дня», но в прошлом году было принято решение об использовании LDAC, и с этого момента все так быстро поменялось, что это уже технология дня сегодняшнего.
Мияхара: Впервые мы представили нашу разработку LDAC в прошлом году на международной выставке электроники International CES в Лас-Вегасе (США), посетители нашего стенда очень хвалили качество звука, но никак не хотели поверить, что это беспроводное аудио. (Смеется).
Орихара: По мере распространения LDAC, полагаю, будут появляться и другие устройства, кроме NW-ZX2.
Сато: Совершенно верно. Мы выпустили обновление, которое делает плееры Walkman ® серии NW-A10 совместимыми с LDAC. Уже существует очень много совместимых с LDAC устройств, которые используют наши клиенты. Мы хотели бы, чтобы наши клиенты сами убедились в разнице между качеством звука, которое мы предлагаем сейчас, и тем, что было прежде. Не нужно быть специалистом, чтобы ее услышать. Я с нетерпением жду, когда мы сможем представить сочетание совместимых колонок, наушников и серии NW-A10, чтобы клиенты смогли оценить превосходство звука с LDAC.
Орихара: И в завершении я попрошу вас сказать несколько слов нашим читателям.
Судзуки: В Sony Store и Sony Building представлены стенды, на которых вы можете оценить LDAC в действии. Я буду очень рад, если вы услышите звук в формате LDAC, и я не сомневаюсь, что вы удивитесь и обрадуетесь его качеству.
Сато: Возможно, кто-то считает, что LDAC это «только для ценителей высокой акустики, которые слушают аудио в высоком разрешении», но мне бы очень хотелось, чтобы и те поклонники музыки, которые обычно слушают сжатые форматы, попробовали хотя бы раз послушать их в формате LDAC. Может быть, даже те из вас, кто совершенно не интересуется аудио высокого разрешения, послушав сжатые форматы или аудио с компакт-диска в высоком качестве, заинтересуются и идеей качественного аудио в беспроводной версии.
Ватанабэ: MDR-1ABT — это наши первые наушники, совместимые с Bluetooth, с возможностью беспроводной передачи звука лучшего качества, чем компакт-диск. Мне бы очень хотелось, чтобы те из наших клиентов, кто прежде не был доволен качеством Bluetooth, еще раз попробовали послушать аудио в новом качестве.
Мияхара: Наша компания выпускала на рынок самые различные товары для аудио высокого разрешения, и вот последний элемент — беспроводная версия. Благодаря LDAC мы можем передавать в высоком качестве аудио в высоком разрешении, и я очень надеюсь, что мы сможем создать новую культуру аудио высокого разрешения.
www.sony.ru