Как заряжать аккумуляторы lifepo4
Как заряжать LiFePO4 аккумуляторы?
Литий железо фосфатный аккумулятор (LiFePO4) – это фактически тот же популярный Li-ion, которым комплектуются современные мобильные устройства. Основное его отличие от более распространенного аналога, созданного по схожей технологии, состоит в способности выдерживать гораздо большее количество циклов разрядки/зарядки, что немаловажно в случае установки такой батареи на электротранспорт.
Достоинства литий-железофосфатных аккумуляторов
Литиевые феррофосфатные аккумуляторы не требуют полного разряда и могут быть заряжены заблаговременно, поскольку они отличаются минимальным самозарядом и хранятся практически без потерь.
Многие пользователи задаются вопросом, как зарядить LiFePO4 аккумуляторы, чтобы продлить их эксплуатацию. Существует несколько правил, о которых вы узнаете из материалов этой статьи. Для начала скажем, что литий-железо-фосфатный аккумулятор хоть и считается несколько капризным, все же обладает рядом неоспоримых достоинств перед теми же Ni MH образцами, и в первую очередь это:
- длительный эксплуатационный период,
- отсутствие чувствительности к частым разрядам и зарядам,
- бесперебойная работа при различных температурах,
- функционирование в жестких эксплуатационных условиях,
- достойная емкость и отдача больших токов даже при максимальной разрядке,
- быстрая зарядка.
Разумеется, чтобы такая АКБ смогла продемонстрировать свои лучшие качества, ей необходимо обеспечить грамотное использование, причем корректная зарядка LiFePO4 является едва ли не основным залогом успеха.
Как правильно зарядить литий-железо-фосфатный аккумулятор
Как говорилось ранее, литий-железо-фосфатный аккумулятор не должен разряжаться полностью, поэтому первая зарядка ячейки LiFePO4 осуществляется по мере необходимости в обычном режиме.
На вопрос, чем заряжать LiFePO4 аккумуляторы, ответ будет однозначным – только оригинальными ЗУ, специально предназначенными для данного типа батарей, на которых указано конечное напряжение зарядки. Не пытайтесь зарядить литий-железофосфатный аккумулятор устройствами для других типов накопителей, так как у LiFePo4 рабочее напряжение ниже, и при нарушении данного параметра батарея будет повреждена.
Заряд LiFePo4 батарей протекает в два этапа – вначале стабилизированным током до положенного напряжения, а затем при неизменном напряжении до минимального тока зарядки. Нельзя хранить такие аккумуляторы в разряженном состоянии, ведь падение напряжения в одной ячейке неизбежно приведет к снижению емкости АКБ в целом. Оптимальным значением номинального напряжения для литий-железофосфатных батарей является 3,2 Вольта на каждую ячейку.
При полном цикле разрядки/зарядки ресурс службы накопителя снижается, поэтому лучше не высаживать его полностью, а подзаряжать максимум в течение суток после использования, если нет возможности выполнить данную процедуру ранее.
Перед зарядкой батарею выдерживают несколько часов в помещении после эксплуатации при отрицательных температурах. Процесс зарядки LiFePo4 аккумуляторов выглядит так:
- подсоединение батареи к зарядному устройству,
- подключение зарядного устройства к электросети 220 В,
- отключение ЗУ от сети, а затем от батареи после того, как индикатор заряда сменит красный цвет на зеленый.
Простые советы о том, каким током заряжать LiFePO4 и в какой последовательности выполнять данный процесс уберегут накопитель от поломок и продлят срок его службы, что, в свою очередь, избавит пользователей от дополнительных финансовых расходов.
Как заряжать LiFePO4 аккумуляторы?
Из материалов статьи вы узнаете, чем заряжать LiFePO4 аккумуляторы и как правильно выполнять это процесс для того, чтобы продлить эксплуатационный период батареи.
Источник: electric-wheels.ru
Зарядка LiFePO4 батарей
Столкнувшись в интернете с различными негативными отзывами, особенно LiFePO4 батарей для передатчиков, я понял что люди не умеют их правильно заряжать, многие их заряжают как обычные Lipo (что делать нельзя) батареи.
Я хочу поделиться той информацией которую нашел, и испробовал как говориться на себе.
Давайте по порядку, немного истории из Вики.
Впервые LiFePO4 был открыт в 1996 году профессором Джоном Гуденафом из Техасского университета, как катод для литий-ионного аккумулятора. Примечателен данный материал был тем, что в сравнении с традиционным LiCoO2, обладает значительно меньшей стоимостью, является менее токсичным и более термоустойчив. Главным недостатком являлось то, что он обладал меньшей ёмкостью. До 2003 года данная технология практически не развивалась, пока за неё не взялась компания A123 Systems. История A123 Systems начиналась в лаборатории профессора Цзяна Йе-Мина из Массачусетского технологического института (MIT) в конце 2000 года. На тот момент Цзян работал над созданием аккумулятора, основанного на самовоспроизведении структуры коллоидного раствора при определенных условиях. Однако на данном фронте работ возникли серьёзные трудности и когда в 2003 году исследования зашли в тупик, команда Цзян занялась исследованием литий-железо-фосфатных аккумуляторов.
От себя добавлю, читал интересную информацию , о том, что, название компании A123 произошла от стендового аккумулятора LiFePO4 токоотдача которого составила 123 А. Серьезный показатель, данные батареи изначально разрабатывались под большие токи.
Характеристики
Гравиметрическая Энергетическая плотность: 90–110 Вт*ч/кг (320-390 Дж/г)
Объёмная энергетическая плотность = 220 Вт*ч/дм3 (790 кДж/дм3)
Число циклов заряд/разряд до потери 20% ёмкости: 2000-7000[1]
Срок хранения: до 15 лет[1]
Саморазряд при комнатной температуре: 3-5% в месяц
Напряжение максимальное в элементе: 3,65 В (полностью заряжен)
средней точки: 3.3 В
минимальное: 2 В (полностью разряжен)рабочее: 3.0-3.3В
минимальное рабочее напряжение (разряда): 2.8 В
Мощность на грамм: >3 W/g
Как видим максимальное напряжение на банку — 3,65 В, подчеркну еще раз, -максимальное, а если мы его начнем заряжать как Lipo и сразу заливать ему 3,7 В, не удивительно что они проживут не долго, и вздуваются.
Точную формулу расчета силы тока я так и не нашел.
Часто максимальное значение можно увидеть на самой батарее
Конечно если нужно зарядиться максимально быстро можно и увеличить ток в 2-3 раза, но срок службы мы сократим . Лично я заряжаю аккумуляторы током 0.5А-0.7А, максимум 1А и они не греются вообще, нареканий на вздутие тоже нет. Главное не допускать разряда на банку ниже 2В и как было сказано перезаряда.
Зарядка LiFePO4 батарей
Зарядка LiFePO4 батарей Столкнувшись в интернете с различными негативными отзывами, особенно LiFePO4 батарей для передатчиков, я понял что люди не умеют их правильно заряжать, многие их заряжают
Источник: www.parkflyer.ru
Зарядка LiFePO4. Как правильно заряжать LiFePO4?
Литий-железо-фосфатные аккумуляторные батареи – это АКБ нового поколения, имеющие отличные эксплуатационные характеристики. Они выдерживают большое число циклов заряд-разряд, не требуют частых балансировок, терпимо относятся к несильным перезарядам и разрядам. К
тому же, LiFePO4 батареи отдают значительные токи и работают в широком диапазоне температур.
Зарядить LiFePO4 аккумулятор несложно, но нужно помнить о некоторых нюансах. Аккумуляторные батареи имеют плату защиты (БМС), защищающую их от перезарядов и глубоких разрядов, и осуществляющую балансировку ячеек между собой. Но отдельные аккумуляторы, не объединенные в батарею и не снабженные платой защиты, нельзя разряжать и перезаряжать, выходя за пределы допустимых значений.
При глубоком разряде аккумуляторы значительно теряют емкость и в итоге могут потерять способность заряжаться и окончательно выйти из строя. Если же аккумулятор перезарядить, он вздуется и также начнет терять свою емкость и эксплуатационный ресурс. Поэтому очень важно не допускать критических значений – разряда ниже 2 В и заряда выше 3,75 или 3,39 В, а у некоторых моделей – выше 3,9 В.
Правила зарядки литий-железо-фосфатных аккумуляторов
Чтобы полноценно использовать возможности АКБ, нужно знать и соблюдать требования к ее эксплуатации и зарядке. Батареи типа LiFePO4 не нужно полностью разряжать перед дальнейшей зарядкой, поэтому восполнять их заряд рекомендуется после каждого применения. Рассмотрим, как правильно заряжать LiFePo4 батареи.
Для сохранения их эксплуатационного ресурса важно:
- Использовать специальные зарядные устройства, предназначенные для батарей типа LiFePO4, с обозначением конечного напряжения. Зарядники, предназначенные для литиевых батарей других типов, для литий-железо-фосфатных АКБ не подходят, т. к. у LiFePo4 меньшее рабочее напряжение.
- Не оставлять АКБ разряженной. Если дальнейший саморазряд приведет к критическому падению напряжения хотя бы на одном аккумуляторе из батареи, это негативно скажется на емкости всей АКБ. Поэтому, если литий-железо-фосфатная батарея почти разрядилась, ее нужно в ближайшее время подзарядить до номинального напряжения 3,2 В на аккумулятор.
- По возможности – не допускать разряда АКБ до ее отключения через плату защиты БМС и заряжать ее после каждого применения. Накопители этого типа не имеют эффекта памяти, а полные циклы разряда только сокращают их эксплуатационный ресурс. Приблизительно один полный цикл соответствует 10 неполным.
- Осуществлять зарядку при температуре корпуса, близкой к комнатной. Если батарея была на холоде, нужно вначале выдержать ее 4–5 часов в помещении.
- Для защиты от перегрева – не накрывать АКБ и зарядник в процессе подзарядки.
Каким напряжением и током лучше заряжать LiFePO4
Чтобы зарядить литий-железо-фосфатную аккумуляторную батарею, нужно подсоединить к ней подходящее зарядное устройство и подключить его к электросети 220 В. Индикатор на заряднике загорится красным светом. Когда батарея восполнит свой заряд (через 2–6 часов, в зависимости от модели), индикатор сменит цвет на зеленый. Для балансировки аккумуляторов после основного процесса зарядки желательно оставить батарею подсоединенной к заряднику еще на 5–8 часов. В конце зарядное устройство отключается от электросети, а затем – и от АКБ. Балансировку на новой АКБ лучше проводить не чаще чем раз в 1-2 месяца.
Литий-железо-фосфатные батареи заряжаются в 2 этапа – вначале стабилизированным током до требуемого напряжения, а затем при стабильном напряжении до наименьшего значения тока зарядки, по алгоритму CC/CV. В вопросе, каким напряжением лучше заряжать LiFePO4, оптимальным напряжением заряда для каждого аккумулятора в батарее является 3,6–3,65 В.
Желательно применять умные заурядные устройства или контроллеры. Они заряжают системы напряжением 12 В до 14,6 В, а спустя 10–20 минут понижают напряжение до 13,6–13,8 В, т.е. до 3,4–3,45 В на каждый отдельный аккумулятор. Чтобы защитить их от избыточного напряжения, нужно использовать плату защиты БМС или поставить платы-балансиры.
О том, можно ли восстановить емкость Li-Ion аккумулятора, и какие способы опасны при выполнении данной задачи, читайте здесь.
Зарядка LiFePO4
Литий-железо-фосфатные ,аккумуляторные батареи ,– это АКБ нового поколения, имеющие отличные эксплуатационные характеристики. Они выдерживают большое число циклов заряд-разряд, не требуют частых балансировок, терпимо относятся к несильным перезарядам и разрядам.
Источник: virtustec.ru
Как зарядить LiFePO4 аккумулятор
Литий-феррофосфатные аккумуляторы не нуждаются в полном разряде перед зарядкой и могут заряжаться заранее, поскольку имеют минимальный саморазряд и очень незначительные потери при хранении. Чтобы продлить жизнь такой батарее, следуйте нижеприведенным рекомендациям
Литий-феррофосфатные аккумуляторы обладают массой достоинств. Они:
- рассчитаны на долгий срок службы,
- не нуждаются в частой балансировке,
- нечувствительны к умеренным перезарядам и разрядам,
- отдают большие токи,
- имеют большой диапазон рабочих температур,
- отлично выдерживают жесткие условия эксплуатации.
Но чтобы по максимуму использовать возможности такой батареи, нужно соблюдать правила ее эксплуатации, в том числе – требования к процессу зарядки.
Как правильно заряжать LiFePO4 аккумулятор?
Литий-феррофосфатные аккумуляторы не нуждаются в полном разряде перед зарядкой и могут заряжаться заранее, поскольку имеют минимальный саморазряд и очень незначительные потери при хранении. Чтобы продлить жизнь такой батарее, следуйте нижеприведенным рекомендациям:
- Применяйте исключительно зарядные устройства для литий-феррофосфатных батарей с указанием конечного напряжения зарядки. Зарядники для остальных разновидностей литиевых аккумуляторов использовать нельзя, поскольку у LiFePo4 накопителей рабочее напряжение ниже.
- Заряд таких накопителей проходит в 2 стадии – сначала стабилизированным током до необходимого напряжения, а потом при неизменном напряжении до минимального тока зарядки алгоритм CC/CV.
- Не оставляйте батарею в разряженном состоянии. Если вследствие саморазряда напряжение хотя бы на одной ячейке накопителя упадет до критического значения, от этого существенно пострадает энергетическая емкость АКБ. Поэтому, если ваш LiFePO4 аккумулятор почти разряжен, постарайтесь через час (максимум – на следующий день) после разряда зарядить его до номинального напряжения 3,2 Вольта на элемент. Такое значение оптимально подходит для хранения АКБ.
- Полные циклы заряд/разряд увеличивают расход ресурса батареи. Для сравнения, по расходу ресурса один полный разряд примерно идентичен 10-ти неполным циклам. Поэтому желательно не допускать полного разряда (до отключения АКБ через БМС) и заряжать батарею после использования. Эффекта памяти такие накопители не имеют.
- Заряжайте литий-феррофосфатную батарею при температуре корпуса, приближенной к комнатной. После эксплуатации на морозе выдержите накопитель перед зарядкой 4–5 часов в помещении так как химический процесс зарядки проходит без последствий при температуре выше 0 градусов.
- Во избежание перегрева не накрывайте заряжаемую батарею и зарядное устройство.
Как зарядить LiFePO4 аккумулятор?
- вставить разъем зарядного устройства (ЗУ ) в соответствующее гнездо АКБ,
- включить ЗУ в электросеть 220 В,
- спустя 2–6 часов зарядки индикатор заряда батареи на ЗУ станет уже не красным, а зеленым (свидетельствует о полной зарядке),
- с целью балансировки ячеек примерно через 2–4 зарядки следует оставлять аккумулятор подсоединенным к ЗУ еще на 5–8 часов,
- отключить ЗУ от сети, а потом – от батареи.
Эти несложные рекомендации помогут продлить век вашему аккумулятору и избежать расходов на его преждевременную замену.
Предлагаем вам также ознакомиться с небольшим обзором велосипедов в нашей предыдущей статье.
Как зарядить LiFePO4 аккумулятор
Как правильно заряжать LiFePO4 аккумулятор: практические советы, которые помогут вам увеличить срок службы аккумуляторной батареи и избежать больших потерь ее емкости. — Статьи об устройстве и эксплуатации электровелосипедов — Блог
Источник: www.voltbikes.ru
Схема зарядного устройства для аккумуляторов LiFePO4 AA (литий-железо-фосфатный)
Это зарядное устройство предназначено для одновременной зарядки четырех аккумуляторов LiFePO4 типа AA (14500). Заявленная производителем емкость – 700 mAh, напряжение – 3.2 v. Производитель рекомендует заряжать эти аккумуляторы до напряжения 3.6 v, начальный ток заряда 300 mA.
Блок питания
Зарядное устройство питается от сети 220 v, блок питания состоит из трансформатора и выпрямителя с конденсаторным фильтром. Трансформатор желательно применить мощностью не менее 30 Вт, вторичная обмотка должна быть рассчитана на ток не менее 3 A. Диодный мост с максимальным током не менее 3 A. Выходное напряжение, без нагрузки составляет 8 вольт. С полной нагрузкой выходное напряжение блока питания не должно проседать ниже 6 вольт.
Стабилизатор напряжения и схема ограничения тока
Схему зарядного устройства условно можно разделить на четыре одинаковых канала, каждый канал заряжает один аккумулятор, состоит из линейного стабилизатора напряжения со схемой ограничения тока и схемой индикации. Стабилизатор напряжения (3.6 v) собран на регулируемом стабилитроне TL431 и составном транзисторе КТ972. Ограничение тока (300mA) – КТ315 и шунт 2 Ом (R4), мощность этого резистора – 1 Вт.
Индикация заряда
В процессе заряда светится красный светодиод, когда аккумулятор будет заряжен, загорится зеленый светодиод. Светодиодами управляет операционный усилитель, входящий в состав микросхемы LM358. На неинвертирующий вход операционного усилителя подается опорное напряжение, формируемое стабилитроном TL431 и подстроечным резистором R11 , инвертирующий вход измеряет напряжение на шунте.
LM358 имеет в своем составе два операционных усилителя, поэтому на два канала заряда используется одна такая микросхема. Для каждой LM358 используется свой источник опорного напряжения (TL431), но можно изменить схему и использовать один регулируемый стабилитрон TL431 для обеих микросхем.
Сборка и настройка зарядного устройства для аккумуляторов LiFePO4
Полная схема зарядного устройства – кликните на ссылку и схема откроется в новой вкладке браузера.
Блок питания зарядного устройства
Для блока питания я использовал трансформатор ТП-20-14, у него две вторичные обмотки по 9 вольт и 0.7 A. К одной вторичной обмотке подключил диодный мост с конденсаторами и стал отматывать обмотку по несколько витков с последующим контролем напряжения на выходе блока питания. Отматывал, пока напряжение на выходе блока питания не достигло 8.5 вольт.
Аналогично поступил со второй обмоткой, затем соединил обмотки параллельно (соблюдая правильную фазировку). Получился нестабилизированный блок питания с нужным мне током (1.4 A). При манипуляциях с трансформатором обязательно подключайте его к сети 220 v через предохранитель, иначе “дым пойдет”.
Должен заметить, что трансформатор ТП-20-14 ощутимо нагревается во время заряда, поэтому рекомендую применить трансформатор мощнее. Блок питания можно использовать другой, в том числе импульсный.
Сборка и настройка стабилизатора напряжения и схемы ограничения тока
Рассмотрим порядок изготовления одного канала зарядного устройства. Сначала собирается стабилизатор напряжения, на рисунке ниже он обведен красной линией. Транзистор КТ972 нужно установить на радиатор.
К коллектору Т1 (КТ972) подключается плюс блока питания, минус подключается к аноду TL431. Регулировкой подстроечного резистора R2 на эмиттере Т1 устанавливается напряжение 3.6 вольта.
Затем устанавливаются детали схемы ограничения тока, всего три детальки: транзистор КТ315, резистор R3 (180 Om), резистор R4 (2 Om). Шунт R4 лучше поставить помощнее, чтобы не грелся, 1 Вт будет достаточно. Плюс блока питания остается подключенным к коллектору Т1 (КТ972), а минус от анода TL431 нужно отключить и подключить к эмиттеру Т2 (КТ315). Схема ограничения тока заряда на рисунке ниже обведена красной линией.
Схема ограничения тока заряда должна ограничивать ток на уровне 300 – 350 mA, чтобы проверить это, кратковременно подключите к выходу стабилизатора (вместо аккумулятора) мощный резистор сопротивлением от 5 до 6 Om и, последовательно этому резистору, амперметр. Если амперметр показывает ток 300 – 350 mA, то ограничение тока присутствует.
Настройка схемы индикации заряда
Соберите схему индикации заряда. Для настройки понадобятся два резистора любой мощности и сопротивлением 100 Om и 240 Om. С помощью подстроечного резистора R11 нужно добиться, чтобы при подключении вместо аккумулятора резистора 240 Om светился зеленый светодиод, а при подключении вместо аккумулятора резистора 100 Om светился красный светодиод. Более точную настройку нужно производить при заряде реальных аккумуляторов.
Таким же образом собираются и настраиваются остальные каналы зарядного устройства. В начале заряда аккумулятора ток будет максимальным, а напряжение составит примерно два вольта (в зависимости от степени разряженности аккумулятора). Затем, на протяжении периода заряда, ток будет уменьшаться, а напряжение расти. Когда напряжение достигнет 3.6 вольта, а ток будет составлять несколько миллиампер, должен погаснуть красный светодиод, а зеленый загореться, это значит, что аккумулятор заряжен.
Схема зарядного устройства для аккумуляторов LiFePO4 AA (литий-железо-фосфатный)
Схема зарядного устройства для аккумуляторов LiFePO4 AA (литий-железо-фосфатный), LiFePO4 battery charger.
Источник: www.sdelai-sam.su
avtonomny-dom.ru
Зарядка Soshine для Li-ion, LiFePO4, Ni-MH аккумуляторов
Приветствую всех читателей mysku! Сегодня выкладываю обзор брендовой зарядки Soshine h3-V2, а также попытаюсь описать все достоинства и недостатки данного устройства. Обзор подобной, но четырехканальной был сравнительно недавно. В данной версии 2 независимых канала.Предыстория такова: приобрел я как-то один фонарик который работает на аккумуляторах 26650, и тут, естественно, возникла потребность в зарядке к ним. Выбрал такую модель за дополнительную поддержку Ni-Mh аккумуляторов.
Итак, что входит в комплект: сама зарядка, блок питания, кабель USB-mini USB, и переходник для прикуривателя в авто. Блок питания с буржуйской вилкой, но продавец кладет в комплект переходник, нужно только напомнить при оформлении заказа.Инструкции нет, но на коробке можно прочитать всю полезную информацию. Вот что там пишут(в переводе):
Совместимые батареи:
— 3.7V литий-ионная аккумуляторная батарея, такие как 26650/18650 / 16340 и т.д.
— 3.2V LiFePO4 батареи, такие как 26650/18650 / 16340 и т.д.
— 1.2 Ni-MH батареи, такие как AA / AAA / C батареи.
Постоянное входное напряжение: 12V 1000mA / 5V 1000-2000mA / 6В 8Вт (Фотоэлектрические солнечные панели)
Выход:
— 1000mA х 2 литий-ионная 3.7V батарея
— 1000mA х 2 Ni-MH 1.2V батарея
— 1000mA х 2 LiFePO4 3.2V батарея
— 8.4V,450mA(9V Li-ion) 300mA(9V Ni-MH)
Режим зарядки: CC / CV (li-ion / LiFePO4) / DeltaV (Ni-MH)
Выбора тока заряда не предусмотрено.
Если почитать наклейку на самой зарядке, то там цифры чуть отличаются, а именно:
470mA, 1.45V x 2 Ni-MH.
Что интересно, наклейка на русском и стоят значки сертификации, в том числе Ростест и соответствие требованиям Таможенного союза, EAC. Уж не знаю так ли это на самом деле или китайцы уже и такие вещи подделывают…Первые впечатления. Внешне все качественно, претензий к изготовлению у меня не нашлось. Пластмасса без наплывов, без запахов, питающие провода достаточно толстые(по крайней мере внешне). Теперь к электрике. Сразу после включения загорается зеленая подсветка дисплея и, если аккумуляторы не установлены, мигают надписи Stby/Ion. Кстати подсветка горит 35 секунд. Загорается при включении, установки/снятии батареи, нажатии кнопки, а также в момент завершения заряда в любом из каналов. Устанавливаю 18650 аккумулятор. Отмечу что по размерам подойдет любой, даже защищенный. В течении первых 10 секунд зарядка автоматически определяет тип батареи, Li-ion или Ni-Mh и далее начинается процесс заряда. В случае с Li-ion показывается напряжение, с точностью до десятой доли вольта, оценивается текущий процент заряда, время от начала процесса. При нажатии кнопки можно увидеть залитую емкость на текущий момент в mAh. В случае с Ni-Mh все тоже самое кроме процентов зарядки. Если планируется зарядить LiFePO4, то перед установкой аккумулятора нужно нажать кнопку в соответствующем канале, и затем установить батарею. Что касается полярности, то можно не бояться, при неправильной установке ничего не произойдет, просто не начнется процесс заряда. Теперь немного о замерах и наблюдениях. Во время зарядки ток имеет импульсный характер, с частотой примерно 2Гц. Возможно в паузах между импульсами происходит оценка уровня заряда, по напряжению. Если ошибаюсь поправьте. Замерить ток точно не получается. Цифровой амперметр, в виду низкой частоты выборки, аппроксимирует сигнал и в результате показывает каждый раз разные цифры. Стрелочный амперметр также колбасится. В общем подтвердить заявленый ток в 1А не удалось. Зато могу подтвердить заявленое напряжение в момент окончания заряда, оно действительно 4.2вольта.Правда при экспериментах с фейковыми батареями на 3200mAh или 3600mAh конечное напряжение могло быть 4.15-4.19вольт. Еще один момент из наблюдений за левыми аккумуляторами это надпись на дисплее Poor cell, означающая плохой элемент. Возможно я ошибаюсь, но такая надпись появляется если вольт-амперная характеристика заряда имеет сильно нелинейный характер. Например напряжение с 3-х до 4-х вольт набирается за короткое время, а основной заряд набирается от 4.0 до 4.2 вольта. Тем не менее процесс заряда не прерывается и аккумулятор продолжает заряжаться до положенных 4.2. Емкость батареи определить нельзя, функции разряда здесь не предусмотрено, но можно грубо оценить по «залитым» mAh. К примеру Sanyo2600 при заряде от 3-х вольт набрали чуть меньше 2.5А/ч. На это потребовалось около 3ч 20м.
Теперь про Ni-Mh. Тут немного иначе проходит процесс заряда, поскольку момент завершения определяется не по напряжению, а по величине дельта V. Если вкратце, то дельта V это момент во время заряда, когда напряжение на аккумуляторе начинает уменьшаться, а температура начинает расти. Это свидетельствует об окончании заряда.Температурных датчиков в данной модели не предусмотрено, значит остается надеяться на отслеживание напряжения. Что касается измерения емкости, то для сравнения результатов я взял в аренду другое устройство: Techno line BC700. Методика проверки была такая: сначала с помощью BC700 разрядил батареи, без замеров, просто чтобы выжать полностью заряд. Затем уже начал заряжать с помощью soshine. Залитая емкость оказалась 867mAh и 762mAh(???), зато напряжение совпадало с прецизионной точностью 1.401В и 1.402В.После этого начал разряжать BC700 током 350mA, получилось около 850mAh. В итоге можно сделать вывод, что один канал явно врет про залитую емкость, хотя фактически работает в точности как и другой. Ну и напоследок тест гнезда для «кроны». Подобных батарей в домашнем хозяйстве пока нет, поэтому я взял два последовательных 18650. Заметил две особенности, во-первых при подключении «кроны» основные каналы перестают работать и индикация становится общей для одной батареи. То есть время и емкость можно наблюдать одновременно, нажатие кнопок ничего не дает.И во-вторых этот канал не работает при питании от USB, не хватает напряжения. Ток заряда в этом канале гораздо меньше чем в основных, поэтому я не стал проводить эксперименты с определением залитой емкости, долго и не интересно. Зато стало интересно как устроена крона на литие. Там наверняка должен быть какой-то контроллер, компенсирующий перекос напряжения на банках. Поскольку в моем простейшем опыте этот перекос можно наблюдать во всей красе. Зарядка этого не чувствует и тупо догоняет общее напряжение до 8.4вольт. Сделать крону из кучи Ni-Mh типа АА/ААА не вышло, держателей столько не нашлось, поэтому извиняйте. LiFePo4 тоже не могу проверить.
А теперь расчлененка!Разбирать адаптер для прикуривателя смысла нет, там только предохранитель. Блок питания не получается разобрать, он либо склеен, либо хорошие защелки. Зато сделал пару замеров: напряжение без нагрузки 12.18В, под нагрузкой 2.2А имеем 11.45В. Так что заявленные 2 ампера держит, хотя зарядка потребляет чуть больше одного.
Подведу итог. Данная модель полностью выполняет функции универсального зарядного устройства. Косяк с неадекватной индикацией поначалу раздражал, но в конечном счете это не влияет на процесс заряда, возможно мне просто не повезло.Если нет необходимости в «раскачке» или восстановлении Ni-Mh или замеров емкости на разряд, то вполне годное устройство. К минусам можно записать контакты(опять же минусовые). Нету у меня к ним доверия. Если что забыл упомянуть, пишите в комментариях.
Немного фотографий не вошедших в основную часть. Так сказать вне конкурса.
P.S. Вне обзора. Просьба тем у кого есть аккумуляторы Turnigy AAA или AA, а также подобные интеллектуальные зарядки напишите в комментах какое напряжение на элементе сразу после окончания заряда, и можно еще емкость.
mysku.ru
Схема зарядного устройства для литий-железо-фосфатных (LiFePO4) аккумуляторов на BQ24620RVA
Схема зарядного устройства, представленная в данной статье, предназначена для зарядки от 1 до 4 LiFePO4 (литий-железо-фосфатный) аккумуляторов с током до 1,5 А.
Принципиальная схема зарядного устройства показана на рисунке ниже. Микросхема DD1 (BQ24620RVA) является импульсным понижающим преобразователем напряжения, которая предназначена для зарядки LiFePO4 аккумуляторов.
Питание для зарядного устройства подводится к разъему DC, и должно находиться в диапазоне 17…22 В, при нагрузке 1,5 А (для 4-х аккумуляторов). Этим требованиям идеально отвечает импульсный блок питания от ноутбука или простой мостовой однополупериодный выпрямитель с фильтром.
Диод VD1 (MBRS540T3) препятствует обратной подаче питания и защищает от разряда аккумулятора при отключении сетевого питания.
Элементы R1, C1, DZ, R2, C4 представляют собой фильтр от перенапряжения, защищающий DD1 от превышения допустимого напряжения при подключении источника питания.
Конденсаторы C2, C3 фильтруют входное напряжение, а C10, C11 выходное напряжение зарядного устройства. Транзисторы VT1, VT2 (SIR422DP) являются ключевыми компонентами преобразователя. Элементы C6, C7 и VD2 (BAT54) являются частью схемы, обеспечивающие полярность для управляющих транзисторов.
Конечное напряжение зарядки определяется делителем напряжения R12/R12A/R11, точное значение определяет по формуле Vacc = 1,8 × (1+ (R12||R12A)/R11).
В данном случае Vacc выбрано на уровне 14,35 В (LiFePo4 4шт.), это чуть ниже стандартных 3,6 В для одного аккумулятора.
Напряжение, в зависимости от количества последовательно соединенных аккумуляторов, может быть скорректировано путем изменения сопротивления резисторов R12||R12A. В нашем случае R12=692 кОм, R12=NC, R11=100 кОм.
Необходимо обратить внимание на правильный подбор напряжения заряда, поскольку оно является критичным фактором не только для долговечности, но и для безопасной работы аккумуляторов. Как правило, LiFePO4 аккумуляторы имеют напряжения заряда 3,6В для одной банки.
Встроенная защита DD1 отключает управление транзисторами, когда выходное напряжение превышает на 8% установленного напряжения Vacc. В случае превышения напряжения питания 32 В, активируется система защиты OVP (Over Voltage Protection — защита от перегрузки по напряжению)/ Так же BQ24620RVA имеет встроенный датчик температуры, который отключает ее при превышении 145°C.
Фаза зарядки выполняется в три этапа:
- Обнаружение аккумулятора — DD1 проверяет наличие аккумулятора и измеряет его напряжение. В зависимости от результата измерения, зарядка либо отключается, либо зарядное устройство переходит к следующему этапу.
- Предварительная зарядка током Iacc/10 — если напряжение Uvfb меньше 0,35 В, процесс длится 30 минут. Если по истечении этого времени напряжение не увеличивается, аккумулятор считается поврежденным и процесс зарядки прекращается. Если же напряжение возрастает и становиться больше 0,35В, DD1 переходит к третьему этапу.
- Быстрая зарядка CC/CV номинальным током Iacc — когда предыдущий шаг завершен, или напряжение Uvfb превышает 0,35 В после обнаружения батареи на первом этапе. Встроенный таймер (5 часов) защищает аккумулятор. Если за это время не будет достигнуто конечное напряжение, то зарядка прекращается и сигнализируется сбой.
Встроенный таймер имеет фиксированную заводскую установку, поэтому следует обратить внимание на правильный подбор тока зарядки, чтобы не допустить ситуации, когда исправный аккумулятор будет заряжаться слишком малым током и зарядное устройство посчитает его поврежденным из-за превышения времени зарядки.
Процесс зарядки зависит от температуры. Измерение производится NTC термистором 103AT-2, который подключается к разъему TH. Термистор следует устанавливать непосредственно между аккумуляторами. Пороговые значения температуры определяется делителем напряжения на резисторах R8, R8A и R9, подключенных к выходу TS.
Если температура находится в указанном диапазоне, то сохраняются номинальные параметры процесса зарядки. Если температура превысит пороги (73,5% Vref для „низкой” и 37% Vref для „высокой” температуры), зарядное устройство отключиться и будет ждать возвращения температуры в заданный диапазон. Пороги имеют гистерезис для предотвращения случайного переключения.
Светодиоды PG и STAT отображают состояние зарядного устройства. PG сигнализирует о корректном напряжении питания (DC > LVO). Светодиод STAT указывает на активный процесс зарядки, мигание STAT сигнализирует о срабатывании защиты зарядного устройства, отключенный STAT, при мигающем PG, сигнализирует о завершении зарядки.
www.joyta.ru