Универсальные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов
Зарядное устройство — источник питания AVS Energy BT-6040 (12/24В, 20А, пуск)
Зарядка, запуск и источник питания 12/24В! Предпусковая функция! Источник стабилизированного питания. Вых. напряжение 12/24В. Мощность 600 Вт. Ёмкость АКБ 8-200А/ч. Ток 0,8-20A. …
Хит
Артикул: 5567
Устройство зарядное универсальное АКБ AVS Energy BT-6025 (6/12В, 0-10А)
И для авто, и для мото, квадроциклов, снегоходов — 6/12В! Интеллектуальное зарядное устройство предназначено для АКБ авто-мото техники. Автоматическое или ручное управление напряжением и током заря…
Артикул: 5563
Устройство зарядное универсальное АКБ HYUNDAI HY 400 (12В, 4А, 9стадий)
Для авто, снегохода и мото 6/12В! Модель 2018! Интеллектуальное ЗУ 9 ступеней! 4 режима: авто, медленный, быстрый и зимний. LCD дисплей. Режим хранения АКБ. АКБ 12&n…
Артикул: 5470
Зарядное устройство Battery Service Universal PL-C004P
И для авто и для мото! Режим «добивки» слабым током. Хранение, десульфатация, тестирование и восстановление. Все АКБ, SLA, WET, MF, AGM, GEL 6/12В. Ток заряда…
Артикул: 8528
Зарядное устройство Minn Kota MK-220E(2*10А)
Для заряда тяговых АКБ, заряда 2-х батарей. Автоматическая многоступенчатая зарядка. Цифровое управление, температурная компенсация. Для АКБ 12В свинцово-кислотных и AGM. Питани…
Новинка
Артикул: 28145
Бортовое зарядное устройство Minn Kota MK 3 DC(для 3-х АКБ)
Автоматическое бортовое ЗУ для 3-х АКБ троллингового электромотора. Защита от КЗ и обратного подключения батареи. Для АКБ 12В свинцово-кислотных и AGM. Ток заряда 10*3 А/ч. Вес 3.9кг. Г…Новинка
Артикул: 28143
Бортовое зарядное устройство Minn Kota MK 2 DC(для 2-х АКБ)
Автоматическое бортовое ЗУ для АКБ троллингового электромотора. Защита от КЗ и обратного подключения. Для 12В свинцово-кислотных и AGM аккумуляторов. Ток заряда 10*2 А/ч. Вес 2.9кг. Габ…
Новинка
Артикул: 28142
Устройство зарядное АКБ SBC-120 (12В, 2/6/12А)
Цифровое зарядное устройство для зарядки всех типов 12В кислотно-свинцовых АКБ ёмкостью от 6 до 120 А/ч. 3 режима работы 2/6/12А. Функция 5-минутной зарядки. Встроенная розетка прикуривателя 12 А!
Скидка
Артикул: 5481
-5% 4 900 р.
Устройство зарядное Ring Automotive RECB206 (6/12В, 6А)
Английский подход и для авто и для мото! Режимы 6/12В. Автоматическая работа. Светодиодные индикаторы. Защита от кз и обратной полярности. Удобная ручка. Подключение …
Скидка
Артикул: 8707
-8% 3 750 р.
Пуско-зарядное профессиональное устройство BestWeld AUTOSTART 1500A (12/24В, 100/1000А)
Супер сила для СТО! Зарядка АКБ 12/24В 110-1200А/ч. Функция Boost. Запуск бензин/дизель 10/15л. Max ток запуска 1000А. Max потребляемая мощность 2.5/20кВт. Г…
Скидка
Артикул: 22097
-7% 26 850 р.Пуско-зарядное профессиональное устройство BestWeld AUTOSTART 1000A (12/24В, 120/800А)
Супер сила для СТО! Зарядка АКБ 12/24В 70-1500А/ч. Функция Boost. Запуск бензин/дизель 10/12л. Max ток запуска 800А. Max потребляемая мощность 3/15кВт. Габар…
Скидка
Артикул: 22098
-6% 18 750 р.
topradar.ru
Универсальное ЗУ или понижающий и повышающий преобразователь сразу, схема
Сегодня я предоставлю вам схему универсального зарядного устройства, также можно её использовать и как лабораторный блок питания на базе повышающего и понищающего преобразователя.
Перед вами сейчас преобразователь напряжения, однотактный малогабаритный и довольно мощный, обычный преобразователь может либо повышать, либо понижать входное напряжение, данный же вариант умеет и повышать и понижать.
У меня есть разные регулируемые источники питания, которыми я тестирую собраны самоделки, заряжаю аккумуляторы и многое другое. Но вот недавно возникла идея создать портативный источник питания, который бы справился со всеми поставленными задачами, а в частности заряжал портативные гаджеты смартфона, ноутбуки, автомобильные АКБ и т.д.
Сразу замечу одну вещь номиналы некоторых компонентов на схеме могут отличаться от тех, что на плате например конденсаторы.
Схема нарисована с применением эталонных номиналов, а плату я делал под свои нужды опираясь в первую очередь на компактные размеры.
Именно мой источник питания обеспечивает на выходе ток до 3 ампер, но схема способна обеспечить выходной ток до 5 ампер, так что она универсальна, всё зависит от ёмкости конденсаторов, дросселя, полевого ключа и диодного выпрямителя.
Несколько слов о схеме — это однотактный преобразователь на базе шим контроллера UC3843, питать данную схему можно как от аккумулятора, так и от выпрямителя.
Чтобы микросхема работала спокойно от моего мощного аккумулятора, мне пришлось на плату добавить линейный стабилизатор 7812 на 12 вольт для питания микросхемы шим, на схеме этот стабилизатор не указан, его можно ставить по желанию.
При сборке стоит обратить внимание на перемычки, которые имеются на плате, при том 2 из них силовые, следовательно они должны иметь примерный диаметр в 1 и более миллиметров.
Трансформатор, точнее это дроссель, намотан на жёлто-белом колечке из порошкового железа, такие применяются в качестве сердечника выходного фильтра в компьютерных блоках питания.
Размеры использованного мною сердечника сейчас перед вами
Дроссель содержит две равноценные обмотки, обе намотаны проводом 1 и 2 миллиметра, советую диаметр чутка побольше, полтора — два миллиметра, количество витков 10, обе обмотки намотаны разом, естественно в одинаковом направлении.
Перед установкой дросселя, перемычки желательно заклеить скотчем,
работа схемы зависит от правильной установки дросселя, нужно соблюдать начала обмоток или просто установить дроссель, так как это показано на рисунке…Силовой транзистор — любой низковольтный n-канальный полевой транзистор с током от 30 ампер, в моем случае использован транзисторы IRFZ44 (как всегда).
Выходной выпрямитель —это сдвоенный диод в корпусе TO220, очень желательно взять диоды-шотки у последних минимальное падение напряжения на переходе, а следовательно и потери.
Такие диоды можно найти в тех же компьютерных блоках питания, они стоят в качестве выходного выпрямителя, в таком корпусе два диода, которые в нашей схеме подключены параллельно для увеличения общего тока и еще большего снижения падения напряжения на переходе.
Преобразователь естественно стабилизирован, обратная связь и все такое. Выходное напряжение задается резистором R3, его можно заменить на обычный переменник для удобства регулировки.
Кстати наш преобразователь снабжен защитой от коротких замыканий. В качестве датчика тока резистор R10-это низкоомный шунт,
чем больше его сопротивление, тем меньше ток срабатывания защиты и наоборот.
Если защита не нужна, то этот узел можно исключить. Ещё из защиты имеется предохранитель на 10 ампер.
Использованные в схеме конденсаторы очень и очень желательно взять с низким внутренним сопротивлением.
Силовые элементы, транзистор и выпрямитель, лепятся к алюминиевой пластинки, при том не забываем изолировать подложки указанных элементов от радиатора, используя пластиковые втулки и теплопроводящие изолирующие прокладки. Термопаста также не помешает.
Благодаря шим-управлению, данный преобразователь обладает очень высоким КПД, ток холостого хода в зависимости от питающего напряжения может составить от 20 до 40 миллиампер.
Теперь давайте сделаем некоторые тесты первым делом проверим диапазон выходных напряжений подавая на вход скажем 12 вольт, при этом максимальное выходное напряжение составило около 25 вольт можно и больше поднять, но я не рискну, так как конденсаторы у меня всего то на 25 вольт и при дальнейшем увеличении выходного напряжения они могут красиво бахнуть 😉
Минимальное напряжение составляет около 5 вольт — это значит, что спокойно можно и смартфоны заряжать.
Стабилизация отрабатывает прекрасно, при изменениях входного напряжения на где-то 10 вольт, выходное держится строго в пределах заданной величины, что не может не радовать.
Несмотря на компактные размеры этот малыш обеспечивает на выходе ток около 3-х ампер, почти без просадки выходного напряжения, но как сказал ранее со схемы можно снять токи в 5 и более ампер.
Вдобавок ко всему скажу, что силовые дорожки печатной платы в обязательном порядке нужно усилить припоем, по ним будут протекать немалые токи.
Автономный источник питания с возможностью выставить любое штатное и нештатное напряжение на выходе я думаю будет актуальным для многих радиолюбителей, а также и для автолюбителей.
Вот такая получилась полезная поделка, печатку для сборки данного преобразователя прилагаю:
Автор; АКА КАСЬЯН
xn--100—j4dau4ec0ao.xn--p1ai
Универсальное зарядное устройство
Все по-разному отдыхают в свободное от работы время. Кто-то любит полежать на диване, кто-то сходить в тренажерный зал, а автор данной самоделки, исходя из своих потребностей, умений и возможностей, решил использовать свободное время, чтобы создать новое универсальное зарядное устройство из подручных средств, что залежались в его мастерской.
Материалы и инструменты, задействованные для создания универсального зарядного устройства:
-корпус от блока питания компьютера
-дрель
-линейка
-маркер
-провод ПДСКТ 1.6 мм диаметром
-медный провод диаметром 2.2 мм
-эпоксидная смола
-вольтметр
-принтер для распечатки шкалы амперметра
-трансформатор из серии ТС-180
-тиристор КУ202Н
-термопаста
-пара радиаторов
-транзисторы кт315, кт361
-грунтовка по металлу
-переменный резистор на 33 кОм
-лист двустороннего стеклотекстолита
-краска
Рассмотрим более подробно описание создаваемого устройства и этапы его сборки.
Основной целью самоделки служила идея создания именно универсального зарядного устройства, то есть такого, каким можно было бы заряжать почти все имеющиеся в хозяйстве аккумуляторы: от небольших пальчиковых микрокадимиевых батарей и до массивных автомобильных кислотно-свинцовых. Естественно идея такого устройства далеко не нова, и есть множество различных схем его создания, одну из которых автор и решил воплотить в жизнь в один из свободных деньков.
Таким образом, было решено сделать простое, но универсальное зарядное устройство, ток зарядки которого, может плавно регулироваться от самых минимальных значений, до максимального нужного в 10А, которое будет ограничено лишь имеющимся напряжением на выходе трансформатора.
Шаг первый: подготовка корпуса устройства.
Для начала был взят корпус блока питания от стационарного компьютера, который после нескольких переделок, должен будет вместить в себя все элементы будущего зарядного устройства. Он был полностью разобран и все имеющиеся детали вынуты. Затем автор очистил его от имеющейся грязи и прикинул, как разместить основные элементы необходимые для будущего зарядного устройства.
Чтобы внутри корпуса была циркуляция воздуха для охлаждения нагревающихся элементов устройства, было решено сделать несколько отверстий на верхней части корпуса. Сначала для этого была сделана разметка при помощи линейки и маркера, так как автору хотелось добиться внешнего вида заводского устройства, поэтому все делалось максимально опрятно и ровно. После чего по нанесенной разметке при помощи дрели были сделаны два ряда небольших отверстий.
Так как устройство будет универсальным, то у него будут различные регуляторы и шкала с амперметром, которые лучше всего вывести на одну лицевую панель устройства. Поэтому при помощи все той же дрели, а так же напильников и других инструментов, что оказались под рукой автора, лицевая часть корпуса была подготовлена для будущего вывода регуляторов.
На заднюю панель будет установлен радиатор, поэтому она так же была модифицирована.
Шаг второй: изготовление амперметра.
Чтобы иметь возможность видеть показания зарядного устройства, прямо в него было решено подключить амперметр. Но так как подходящего амперметра среди имеющихся запасов не нашлось, то автор решил изготовить его из старого вольтметра на 250 В, так как он имеет линейную шкалу, следовательно, неплохо подошел бы для данного устройства. Во время переделки были удалены добавочные резисторы и выпрямитель, а выводы просто припаяны к клеммам. Шкала же была нарисована в программе Front designer, после чего распечатана принтере и наклеена на старую шкалу вольтметра.
Найденный в мастерской провод ПДСКТ длиной 2,15 м и с диаметром 1,6 мм был использован как шунт для амперметра. Этот провод был намотан на оправу, после чего закреплен нитками и залит эпоксидной смолой, таким образом, надежно зафиксировав конструкцию. Посчитав, что этого вполне хватит, и расхождения показаний в 5% не повлияют существенно на работу прибора, он приступил к следующему этапу создания зарядного устройства.
Шаг третий: подготовка и размещение основных элементов зарядного устройства в корпус.
Когда подготовительные этапы были пройдены, автор приступил к размещению основных элементов внутри корпуса устройства. Для начала он занялся переделкой имеющегося трансформатора на 27 В. Он был перемотан при помощи медного провода диаметром 2,2 мм, хотя подошел бы и 1.6 мм либо шина площадью около 4 мм квадратных. После этого он был помещен внутрь уже с 18 В напряжения во вторичной обмотке и мощностью от 120 Вт.
На всю площадь задней стенки был установлен радиатор, который состоит из двух частей соединяющихся между собой при помощи термопасты. На данный радиатор был прикреплен тиристор КУ202Н мощностью в 10 А. Кроме того, к этому же сборному радиатору был прикреплен и диодный мост на 35 А.
Для сборки регулятора тока, автором был использован генератор импульсов собранный из транзисторов кт-315 и кт-361, хотя можно использовать и другие с напряжением от 30 В и усилением больше 100. Важный нюанс, что если взять транзисторы с большим разбросом, то на небольших токах могут быть обрывы генерации, поэтому лучше использовать оба транзистора с близким усилением, но разной проводимостью.
Имеющийся в распоряжении сдвоенный переменный резистор с сопротивлением 33 кОм, был так же модифицирован для создания регулятора зарядного устройства. Чтобы понизить порог до 0,5 В, автор запаралелил резистор и было получено значение сопротивления в 16,5 кОм соответственно. Все это делалось для большего диапазона и, следовательно, большей универсальности получаемого зарядного устройства, поэтому если бы нужно было заряжать только автомобильные 12В аккумуляторы, то вполне подошел бы переменный резистор на 4,7 кОм, но автор решил сделать упор на универсальность устройства.
Шаг четвертый: создание схемы.
Так как размеры используемого корпуса ограничены, то для создания схемы, автор решил использовать печатную плату, хотя ее вполне можно изготовить и при помощи навесного монтажа.
Плату для схемы автор так же изготовил сам из тех средств, что были в наличии. На ее вытравку понадобилось около получаса, после чего она была отмыта, и автор приступил к последующей пайке, лужению и соответственно установке ее в корпус устройства.
Шаг пятый: создание передней панели для регулирования зарядного устройства и покраска.
В качестве материала лицевой панели автор выбрал стеклотекстолит. Он был вытравлен с обеих сторон в местах прикрепления клемм. Далее по нанесенной разметке были вырезаны отверстия для закрепления и установки клеммников, индикаторов, регуляторов, выключателя, предохранителя и шкалы амперметра.
После чего полученная панель была прикреплена к основному корпусу на саморезы и все элементы управления были выведены и закреплены в соответствующих им отверстиях.
Далее, взяв краску цвета черный металлик, которая осталась у автора после покраски бампера его автомобиля, он использовал ее для покраски всего корпуса полученного зарядного устройства.
Результат вы можете видеть на фотографиях, устройство имеет вполне приятный вид, и выглядит так, будто собрано на каком-то предприятии, а не в гараже.
Шаг шестой: показания испытаний.
Устройство было включено на ночь для зарядки аккумулятора 6ст90. Заряжался аккумулятор около 12-ти часов с током зарядки 8А. Каких либо поломок или неисправностей при такой нагрузке обнаружено не было. Нагрев был небольшой, благодаря хорошему теплообмену и теплоотдаче от радиаторов трансформатор нагревался не сильно. Из этого следует, что данное зарядное устройство вполне работоспособно и надежно.
Дополнительную информацию вы можете найти по ниже расположенной ссылке «источник», там же вы можете задать интересующие вас вопросы автору этого устройства.
Источник Доставка новых самоделок на почту
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.usamodelkina.ru
Простое универсальное автоматическое зарядное устройство
Я постарался вставить в заголовок этой статьи все плюсы данной схемы, которою мы будем рассматривать и естественно у меня это не совсем получилось. Так что давайте теперь рассмотрим все достоинства по порядку.Главным достоинством зарядного устройство является то, что оно полностью автоматическое. Схема контролирует и стабилизирует нужный ток зарядки аккумулятора, контролирует напряжение аккумуляторной батареи и как оно достигнет нужного уровня – убавит ток до нуля.
Какие аккумуляторные батареи можно заряжать?
Практически все: литий-ионные, никель-кадмиевые, свинцовые и другие. Масштабы применения ограничиваются только током заряда и напряжением.
Для всех бытовых нужд этого будет достаточно. К примеру, если у вас сломался встроенный контроллер заряда, то можно его заменить этой схемой. Аккумуляторные шуруповерты, пылесосы, фонари и другие устройства возможно заряжать этим автоматическим зарядным устройством, даже автомобильные и мотоциклетные батареи.
Где ещё можно применить схему?
Помимо зарядного устройства можно применить данную схему как контроллер зарядки для альтернативных источников энергии, таких как солнечная батарея.
Также схему можно использовать как регулируемый источник питания для лабораторных целей с защитой короткого замыкания.
Основные достоинства:
- — Простота: схема содержит всего 4 довольно распространённых компонента.
- — Полная автономность: контроль тока и напряжения.
- — Микросхемы LM317 имеют встроенную защиту от короткого замыкания и перегрева.
- — Небольшие габариты конечного устройства.
- — Большой диапазон рабочего напряжения 1,2-37 В.
Недостатки:
- — Ток зарядки до 1,5 А. Это скорей всего не недостаток, а характеристика, но я определю данный параметр сюда.
- — При токе больше 0,5 А требует установки на радиатор. Также следует учитывать разницу между входным и выходным напряжением. Чем эта разница будет больше, тем сильнее будут греться микросхемы.
Схема автоматического зарядного устройства
На схеме не показан источник питания, а только блок регулировки. Источником питания может служить трансформатор с выпрямительным мостом, блок питания от ноутбука (19 В), блок питания от телефона (5 В). Все зависит от того какие цели вы преследуете.
Схему можно поделать на две части, каждая из них функционирует отдельно. На первой LM317 собран стабилизатор тока. Резистор для стабилизации рассчитывается просто: «1,25 / 1 = 1,25 Ом», где 1,25 – константа которая всегда одна для всех и «1» — это нужный вам ток стабилизации. Рассчитываем, затем выбираем ближайший из линейки резистор. Чем выше ток, тем больше мощность резистора нужно брать. Для тока от 1 А – минимум 5 Вт.
Вторая половина — это стабилизатор напряжения. Тут все просто, переменным резистором выставляете напряжение заряженного аккумулятора. К примеру, у автомобильных батарей оно где-то равно 14,2-14,4. Для настройки подключаем на вход нагрузочный резистор 1 кОм и измеряем мультиметром напряжение. Выставляем подстрочным резистором нужное напряжение и все. Как только батарея зарядится и напряжение достигнет выставленного – микросхема уменьшит ток до нуля, и зарядка прекратиться.
Я лично использовал такое устройство для зарядки литий-ионных аккумуляторов. Ни для кого не секрет, что их нужно заряжать правильно и если допустить ошибку, то они могут даже взорваться. Это ЗУ справляется со всеми задачами.
Чтобы контролировать наличие заряда можно воспользоваться схемой, описанной в этой статье — Индикатор наличия тока.
Есть ещё схема включения этой микросхемы в одно: и стабилизация тока и напряжения. Но в таком варианте наблюдается не совсем линейная работа, но в некоторых случаях может и сгодиться.
Информативное видео, только не на русском, но формулы расчета понять можно.
sdelaysam-svoimirukami.ru
Зарядное устройство для аккумулятора
Современного человека окружает много различной техники, которая работает от аккумуляторов. Это мобильный телефон, ноутбук, электроинструмент, фонарь, автомобиль и т. д. Все эти вещи, на первый взгляд, не связаны. Но все они при функционировании используют аккумулятор. Перед владельцем всех этих вещей встаёт вопрос об обслуживании и периодической зарядке всех этих аккумуляторов. Для того чтобы зарядить аккумуляторы, требуется зарядное устройство. Лишь некоторые из перечисленных устройств имеют штатные возможности для подзарядки. Например, у фонарика может быть сделана вилка для подключения в сеть 220 вольт, аккумулятор в автомобиле подзаряжается от генератора. Но в большинстве случаев для полноценной зарядки требуется зарядное устройство (ЗУ). В этой статье мы поговорим о разных типах зарядных устройств и о требованиях к ним.
Содержание статьи
Зарядные устройства для разных типов аккумуляторов
Для разных типов аккумуляторов выпускаются разные зарядники. Вот основные типы зарядных устройств:
- Для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов;
- Для щелочных аккумуляторов;
- ЗУ для литиевых батарей;
- Универсальные зарядные устройства.
Давайте, рассмотрим их подробнее.
Вернуться к содержанию
ЗУ для свинцово-кислотных батарей
В большинстве легковых и грузовых автомобилей используются именно свинцово-кислотные аккумуляторы. В этом случае ЗУ используется для полной зарядки АКБ, пока автомобиль находится в гараже или на стоянке.
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Сегодня в магазинах предлагается множество ЗУ для автомобильных батарей. Чтобы выбрать необходимое, нужно учесть ряд характеристик АКБ, используемой в вашей машине. На что обратить внимание?
- Тип аккумуляторной батареи. Самые распространённые аккумуляторы для автомобилей – это WET (обычные с жидким электролитом), AGM (электролитом пропитано стекловолокно), GEL (электролит в гелеобразном состоянии). О зарядных устройствах для AGM и GEL будет сказано ниже;
- Номинальное напряжение АКБ. На легковых машинах работают аккумуляторы 12 вольт. На некоторых грузовиках и спецтехнике устанавливаются батареи номиналом 24 вольта;
- Ёмкость аккумулятора. Этот параметр также потребуется при выборе характеристик ЗУ. В большинстве случаев ёмкость нанесена крупным шрифтом на наклейке батареи. Единица измерения ─ ампер-часы.
По этим параметрам выше следует выбирать ЗУ. Существуют три большие группы таких устройств: зарядные, пусковые и пуско-зарядные. Последние являются универсальными и позволяют зарядить аккумулятор и запустить двигатель. Среди пусковых устройств есть отдельная группа – это портативные зарядные устройства. Они выполнены на базе литиевых или гелевых аккумуляторов, и предназначены для пуска двигателя в дороге, если основная АКБ села.
Что касается пуско-зарядных устройств, то вам самим надо решить, нужна ли вам функция запуска мотора. Если автомобиль стоит у дома или на стоянке, использовать такое ЗУ вы всё равно не сможете, поскольку требуется подключение к электросети. Тогда есть ли смысл переплачивать на лишние функции?
Стоит также отметить, что по конструкции зарядные устройства различаются на импульсные и трансформаторные. Трансформаторные имеют большие габариты из-за присутствия в них трансформатора и выпрямителя. Такие ЗУ чаще используются в сервисах аккумуляторщиками. Для бытового использования чаще берут импульсные модели, которые построены на основе инвертора. Такие зарядники компактны и не занимают много места.
Зарядное устройство Бош
Теперь, давайте, рассмотрим основные параметры ЗУ для автомобильного аккумулятора, и на что они влияют.
Ток зарядки. Эта характеристика выбирается по величине ёмкости АКБ. Заряжать аккумулятор рекомендуется током 0,1*С. С ─ это номинальная ёмкость. То есть, для аккумулятора ёмкостью 55 Ач оптимальным током зарядки считается 5,5 ампера. Зарядное устройство должно обеспечивать возможность подачи такого тока. Допускаются меньшие значения, но в этом случае процесс зарядки будет идти дольше. У современного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора часто можно встретить режим Boost для ускоренной зарядки. Он не должен превышать штатную силу тока больше чем на 30 процентов. Специалисты рекомендуют применять такой режим только в случае крайней необходимости.
Лучше всего выбрать ЗУ, которое выдаёт зарядный ток немного выше номинала для вашей батареи. В этом случае устройство не будет работать грани своих возможностей. В идеале берите ЗУ с ручной регулировкой зарядного тока. Такие модели дороже, но они того стоят. Ими вы сможете заряжать аккумулятор малым током при фиксированном напряжении. Таким способом АКБ заряжается дольше, но более полно и равномерно.
А также следует обратить внимание на возможные режимы работы ЗУ. Выше уже говорилось о наличии режима Boost. В некоторых ситуациях он может вам пригодиться. Например, когда аккумулятор сел и нужно срочно ехать. С помощью этого режима за 15─20 минут можно зарядить АКБ до такого состояния, что можно будет пустить мотор автомобиля. Желательно, чтобы ЗУ имело возможность зарядки в полностью автоматическом (включил и забыл) и ручном (при постоянном токе или напряжении) режимах.
Есть профессиональные модели зарядных устройств, которые могут одновременно заряжать несколько АКБ. Но обычным владельцам авто они вряд ли пригодятся. Такие «комбайны» используют профессиональные аккумуляторщики в сервисах.
Вернуться к содержанию
Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов
Аккумуляторы AGM и GEL имеют некоторые особенности зарядки, и для них существует отдельная группа ЗУ. AGM аккумуляторы сейчас можно встретить на автомобилях с системой «Старт-Стоп», а GEL больше используются на мотоциклетной технике и водных транспортных средствах.
Зарядное устройство для гелевого аккумулятора
Давайте, разберёмся, в чём особенности зарядки гелевых аккумуляторов, и почему их нельзя заряжать стандартным ЗУ.
- Нагрев. Гелевой АКБ нельзя давать перегреваться. В случае AGM аккумуляторов это приведёт к отслоению стекловолокна от пластин электродов. То есть, ЗУ должно выключить подачу тока сразу по окончании зарядки. Кроме того, должна быть предусмотрена защита от перегрева аккумулятора при зарядке;
- Стабильность электрических параметров. Напряжение должно быть стабильным во времени. А если его величина меняется, то это должно происходить плавно без скачков. Ток зарядки также должен быть стабильным. Нельзя допускать его выхода за допустимые границы. Гелевые аккумуляторы к этому чувствительнее, чем обычные WET.
Требования к ЗУ для гелевых аккумуляторов приведены ниже.
Каким требованиям должно удовлетворять зарядное устройство для гелевых аккумуляторов?
- Зарядка с учётом нагрева. Устройство должно быть с температурной компенсацией. ТО есть, условия зарядки АКБ должны корректироваться в зависимости от температуры ОС и самой батареи. Например, если аккумулятора нагрелся на 10 градусов, то корректировка напряжения должна составлять 0,3–0,4 вольта на уменьшение. В идеальном случае зарядное устройство должно уметь делать перерывы при достижении определённого порогового значения температуры;
- Возможность регулировки тока. Зарядка гелевых АКБ, как и WET, ведётся током 0,1*С. Однако, в этом случае превышение тока приводит к значительному сокращению срока эксплуатации, а порой и к выходу из строя;
- Зарядка должна быть стадийной. Специалисты советуют покупать такие устройства, которые выполняют заряд гелевой батареи в три этапа. Первый этап подразумевает заряд с увеличением напряжения. Второй этап – это постоянное напряжение с постепенно снижающимся током зарядки. А на третьем этапе (компенсирующий заряд) аккумулятор заряжается при минимальных значениях тока и напряжения. Третья стадия нужна, если АКБ будет находиться на хранении. Это позволяет скомпенсировать саморазряд;
- Рабочая температура. Этот параметр важен не только для гелевых зарядников, но и обычных. Подавляющее большинство моделей функционирует в температурном интервале 5─40 С. То есть, заряжать зимой на балконе или в холодном гараже уже не получиться. Если есть возможность, то покупайте зарядку с расширенным диапазоном рабочей температуры.
Вернуться к содержанию
Зарядные устройства для щелочных аккумуляторов
Здесь речь пойдёт о ЗУ для зарядки никель─кадмиевых и никель─металлогидридных аккумуляторных элементов, которые часто можно встретить в аккумуляторах для шуруповёртов и прочем портативном инструменте. Есть разновидности щелочных АКБ, которые используются в качестве тяговых на складской технике. Но устройства для их зарядки мы рассматривать не будем по причине их узкой специализации. Мы рассмотрим требования к ЗУ, которыми заряжают батарейки из различной техники (АА, ААА и прочие).
Зарядное устройство для Ni─Cd и Ni─MH аккумуляторов
Для зарядки щелочных аккумуляторов могут применяться различные способы, которые учитывают особенности того или иного типа. То есть, подобные ЗУ можно назвать универсальными в рамках группы щелочных АКБ. Можно выделить следующие методики зарядки аккумуляторов:
- При постоянном зарядном токе;
- При снижении зарядного тока;
- Ступенчатое изменение тока заряда;
- При постоянном напряжении;
- Варианты, которые комбинируют предыдущие.
Пользователь аккумуляторов всегда стремиться ускорить их зарядку. Особенно, если они используются в какой-то производственной деятельности. Ограничением в этом ускорении являются требования к зарядке от производителей АКБ. На эти требования завязана и гарантия на аккумуляторы.
Стоит также отметить некоторые вещи, касающиеся конкретных режимов зарядки. Чаще в магазинах предлагаются универсальные ЗУ, имеющие «мозги» для зарядки разных типов щелочных АКБ. Там действия пользователя сводятся к выбору типа аккумуляторов и запуска процесса зарядки. Более продвинутые позволяют устанавливать ток, напряжение, продолжительность заряда. Есть и простые ЗУ для одного типа АКБ. В этом случае помните следующее правило ─ ЗУ для Ni─MH батарей годятся для Ni─Cd, но не наоборот.
Зарядное устройство с выбором под разный типоразмер
Каким требованиям должно удовлетворять универсальное ЗУ для щелочных батарей?
- Если речь идёт об универсальных ЗУ, то в них обязательно должна быть возможность выбора зарядного тока для разных батареек. Бюджетные устройства, как правило, лишены такой возможности. Там сила ток определяется в зависимости типа АКБ;
- Посадочные места универсального зарядного устройства должны принимать разный типоразмер батареек. Или конструкция должна предусматривать какую-либо трансформацию для этого;
- Кроме того, стоит обратить внимание на то, какие способы контроля за окончанием процесса зарядки есть в зарядном устройстве. Это особенно важно для никель─металлогидридных аккумуляторов. Лучше всего, если будут: контроль по дельте напряжения, по температуре, а также скорости изменения последней. А также должен быть контроль общего времени процесса, который требуется для полной зарядки АКБ;
- Должна быть предусмотрена возможность распознавания установки аккумулятора в ЗУ;
- Неплохо иметь функцию распознавания первичных источников тока. Попросту говоря, обычных батареек АА и ААА. Это пригодиться, если вы перепутаете их с аккумуляторами.
Вернуться к содержанию
Зарядник для литиевых АКБ
Литиевые аккумуляторы сегодня широко используются в сотовых телефонах, планшетах, ноутбуках и другой потребительской электронике. В большинстве случаев они заряжаются в тех же устройствах, что и эксплуатируются. Также часто встречается зарядка подобных АКБ от компьютера через интерфейс USB или от автомобильной сети через различные переходники.
Зарядное устройство для литиевого аккумулятора
На выходе ЗУ для литиевых батарей должно быть напряжение 5 вольт и ток от 0,5 до 1 Сн (номинальная ёмкость). Для батарей телефонов зарядный ток обычно составляет 1 ампер, для планшетов ─ 2 ампера, для ноутбуков ─ 3 и более ампера. Отличительной особенностью литиевых аккумуляторов является то, что их зарядка выполняется через контроллер. Это специальная плата, управляющая процессом зарядки.
Солидные производители ЗУ реализуют процесс заряда литиевых аккумуляторов в несколько разных этапов. На первой стадии держится постоянный ток (от 0,2 до 1 С) и напряжение (от 4,1 до 4,2 В). Величины указаны из расчёта на один аккумуляторный элемент. Первый этап длится около 40 минут. На второй стадии постоянным поддерживается только напряжение, а ток постепенно падает. Для того чтобы ускорить зарядку, в некоторых ЗУ используется импульсный режим. Третий этап представляет собой компенсирующий заряд, если аккумулятор находится на хранении.
Повышение напряжения выше 4,1 вольта крайне не рекомендуется из-за начала окислительных реакций. Из-за этого срок службы АКБ сокращается. В некоторых типах литиевых батарей эти проблемы решаются легирующими добавками.
Аккумуляторные элементы литиевого типа имеют высокую чувствительность к излишнему заряду. В этом случае на отрицательном электроде начинает образовываться металлический литий, который очень активен. Он вступает в реакцию с электролитом, выделяется кислород и в корпусе аккумулятора увеличивается давление. Из-за этого может произойти разгерметизация и дальнейшее воспламенение. Чтобы такого не происходило, в литиевых аккумуляторах есть плата защиты или контроллер.
Контроллер литиевого аккумулятора
Эта плата с управляющей микросхемой контролирует заряд-разряд аккумуляторных элементов. Иногда она ещё может вести контроль по температуре с использованием температурного датчика. В некоторых типах элементов (например, 18650) ещё используется защита в виде механического клапана. Он открывается при увеличении давления сверх допустимого.
Всё это было сказано для того, чтобы вы учли меры безопасности при выборе ЗУ для литиевого аккумулятора. Если вы будете вести зарядку каким-то сторонним зарядным устройством, оно должно иметь функционал для контроля напряжения на банке, а также температуры. В противном случае этот процесс может закончиться печально.
Вернуться к содержанию
Универсальный зарядник для аккумуляторов
Кроме зарядных устройств, предназначенных для зарядки определённых типов аккумуляторов, существуют «универсальные комбайны». Один из таких комбайнов – это зарядник iMAX B6 mini от SkyRC, который вы можете видеть на фото ниже.
Универсальное ЗУ iMAX B6 mini
Интеллектуальное ЗУ iMAX B6 может заряжать и разряжать следующие типы аккумуляторных батарей:
- Литий─ионные;
- Литий─полимерные;
- Li─Fe;
- Никель─кадмиевые;
- Никель─металлогидридные;
- Свинцово─кислотные.
Зарядное и балансировочное устройство iMAX B6 Mini может заряжать как один аккумуляторный элемент, так и несколько сразу. Это может понадобиться для сборки Ni─Cd или Ni─MH аккумуляторов по 1,2 вольта, функционирующих в сборке. Или это может быть сборка литиевых 18650 в аккумуляторной батарее. При необходимости, с помощью iMAX B6 Mini можно разрядить все указанные выше виды аккумуляторов. Устройство также замеряет ёмкость АКБ в процессе заряда или разряда.
Функционирование ЗУ iMAX B6 Mini обеспечивает микропроцессор. Имеется функция отключения, если элемент неисправный. Можно вести зарядку до определённого уровня (степени заряженности). Если подключить температурный датчик, то можно остановить зарядку аккумулятора при определённой температуре. Зарядное устройство от SkyRC может выполнять балансировку батарей, имеющих в своём составе от 2 до 6 элементов.
В iMAX B6 Mini есть возможность использовать ускоренную зарядку аккумуляторных элементов. Кроме того, существует режим хранения батарей литиевого типа. Допускается установка циклического режима работы от 1 до 5 циклов. Это пригодится при проведении тренировочных циклов. В памяти iMAX может держать до 5 предустановок. Так, что если вы часто имеет дело с разными типами аккумуляторов в быту и на работе, то универсальное зарядное устройство может пригодиться.
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в комментариях.
Вернуться к содержанию
akbinfo.ru
Как выбрать универсальное зарядное устройство
Виджет от SocialMartСовременный мир наполнен огромным количеством электрических устройств, и все они в той или иной мере облегчают жизнедеятельность человека. Но наибольшей популярностью пользуются мобильные аппараты, которые можно переносить без проблем с собой в кармане, сумке и т.п. Подобные устройства отлично вписываются в современную жизнь, которая имеет просто бешеную динамику, ведь для многих людей XXI века, каждая минута имеет вес золота. Но в процессе использования мобильных устройств, очень часто возникает одна весомая проблема. Её суть в том, что такие аппараты быстро разряжаются, в силу наличия большого количества функций. Взять, к примеру, обычные смартфоны. Их функциональная часть представлена большим количеством операций, которые обеспечивают комфорт в той или иной сфере деятельности. Другие мобильные устройства, позволяют исключительно слушать музыку, как, например — MP3-плееры. Но, небольшая емкость аккумулятора очень часто ограничивает пользователей в возможности эксплуатировать свои гаджеты. Однако сегодня существует решение этой проблемы. Оно имеет форму специального устройства, которое называется универсальной зарядкой. Таких аппаратов на рынке очень много, но, чтобы понять, как выбрать себе хорошее универсальное зарядное устройство, необходимо знать ключевые аспекты, которые наибольшим образом характеризуют представленные гаджеты.
Что такое универсальное зарядное устройство?
Выше уже было сказано, что использование портативной техники зачастую происходит вне дома, где проблемы с подзарядкой, в принципе, не возникает. Но емкость аккумулятора любого мобильного аппарата не является вечной. Поэтому, в тот или иной момент данный элемент требует дополнительной зарядки. Долгое время такие проблемы не давали людям пользоваться своими устройствами в полной мере. Особенно этот негативный фактор докучал тем, кто ведет активный способ жизни и постоянно пользуется портативной электроникой в процессе работы. Но проблему полностью решили универсальные зарядные устройства. Таким образом, эти аппараты представляют собой специальные емкости, которые способы накапливать ток, для его дальнейшей передачи мобильным устройствам. Подобные «флэшки» позволяют в любое время воспользоваться собой для подзарядки телефона, планшета или даже ноутбука. В последнем случае все будет зависеть от емкости устройства.
В каком случае устройство необходимо?
Когда человек приходит в магазин для покупки универсальной зарядки, ему открывается большой ассортимент подобных аппаратов. Но, чтобы выбрать гаджет правильно, необходимо изначально понимать, с какой целью производиться его покупка. Если основная цель – это подзарядка аккумулятора мобильного устройства, то лучше всего приобрести оригинальное устройство. Оно позволит пополнять аккумулятор самым быстрым образом. Данный фактор особенно виден при использовании телефонов компании Apple и Samsung. Следует отметить, что оригинальная зарядка первой фирмы, будет очень медленно пополнять аккумулятор техники Samsung, потому что устройства имеют разные идентификаторы. Что касается универсальных зарядок для мобильных устройств, то они, как правильно, приобретаются для поддержания «жизни» не только в телефонах, но также в иных портативных аппаратах, таких как планшеты и ноутбуки. Но в данном случае большое значение имеет количество интерфейсов, а также мощность гаджета в целом.
Устройство, какой мощности приобретать лучше?
Мощность универсальной зарядки зависит, прежде всего, от емкости аккумулятора мобильных аппаратов, которые человек непосредственно использует. Как правило, стандартная емкость обычного мобильного устройства составляет около 1800 мА/ч. В данном случае вполне подойдет универсальная зарядка с силой тока в 1000 мА. Для более мощных устройств, безусловно, нужны зарядки с высокой силой тока. Например, многие планшеты наделены емкостью аккумулятора равной более 1800 мА/ч. Поэтому для их зарядки нужно использовать внешние аппараты с силой тока в 2100 мА и более. При этом более мощные универсальные зарядки позволяют использовать мобильные аппараты в процессе пополнения аккумулятора. Таким образом, в процессе выбора представленного в статье гаджета, необходимо четко определится в цели его непосредственного использования.
Тип кабеля устройства
Если хотите точно знать как выбрать надежное универсального зарядного устройства, то следует обращать внимание на тип кабеля, который идет в комплекте с аппаратом. Этот фактор имеет большое значение. Ведь именно от кабеля будут зависеть скорость, мощность, сила передаваемого тока, а также качество и полнота зарядки аккумулятора. Кроме того, некачественные «провода» приводят к коротким замыканиям заряжаемых устройств, а также имеют тенденцию очень быстро приходить в полную негодность. Специалисты советуют приобретать универсальные зарядные устройства с дата-кабелями, которые на сегодняшний день отличаются наивысшим качеством.
Возможность пополнения емкости портативной зарядки
Большое внимание нужно уделить источнику пополнения объема аккумулятора самой универсальной зарядки. Как правило, это можно осуществить при помощи одного из источников, например:
- розетки;
- автомобильного прикуривателя;
- компьютера;
- солнечного света;
Последние устройства являются настоящей инновацией на современном рынке. Так как они используют в своей работе силу солнечного света, по принципу его поглощения. Более приемлемыми являются первые три варианта. При этом покупать универсальное зарядное устройство «заточенное» под автомобильный прикуриватель советуют далеко не всем. Такой формат отлично подходит для таксистов, дальнобойщиков и иных людей, которые большую часть времени находятся в автомобиле. А вот розеточные аппараты и те, что используют ток розеток, пользуются наибольшей популярностью среди граждан нашего государства.
Количество и тип разъемов
Чтобы пополнять аккумуляторы абсолютно всех своих устройств с использованием универсальной зарядки, необходимо обратить внимание на типы разъемов, которые установлены в устройстве. Следует приобретать внешние аккумуляторы, которые предоставляют возможность подключения многих гаджетов через разъемы разного типа. Этот фактор позволит пополнять емкости аккумуляторов многих аппаратов.
Рекомендуем просмотреть интересное видео:
Заключение
Вот и подошла к завершению эта статья по выбору хорошего универсального зарядного устройства для ваших многочисленных гаджетов. В заключение следует отметить, что универсальные зарядки с большим током не являются хорошими, также как и устройства, где данный параметр слишком мал. Они могут «перенасытить» аккумулятор смартфона или планшета, что приведет к их поломке и дополнительным затратам. Поэтому, в процессе выбора необходимо обратить внимание на наиболее стандартные варианты универсальных зарядных устройств, чтобы впоследствии комфортно их использовать.
Приятного выбора и удачной покупки!
VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг статьи: 9.5/10 (2 проголосовало)
hi-tech-pro.ru
Универсальное зарядное устройство
Универсальное зарядное устройство пригодно для зарядки дисковых аккумуляторов Д-0,06, Д-0,1, Д-0,25, Д-0,55, гальванических элементов СЦ-21, СЦ-31, РЦ-53,316,332,343, батарей, составленных из них, а также батарей 3336, «Крона», «Корунд». В отличие от многих известных аналогичных устройств, оно позволяет без миллиамперметра и вольтметра устанавливать в широких пределах и практически точно необходимый ток зарядки и порог срабатывания системы автоматического прекращения зарядки. Ток зарядки стабилизирован и не зависит от типа и числа заряжаемых батарей.
Основные технические характеристики
Ток зарядки, мА 2,5…32
Изменение тока зарядки от установленного уровня при подключении батарей разных типов, % …. 5…7
Напряжение порога срабатывания системы автоматического прекращения зарядки, В . . .. 3,5…12
При желании пределы изменения тока могут быть увеличены до 150…200 мА, а напряжения порога срабатывания системы автоматического прекращения зарядки — до 15… 16В подборкой всего лишь двух резисторов.
Схема зарядного устройства приведена на рис.
Его основой служит стабилизатор тока на транзисторах VT2, VT3. Управляющий транзистор VT2 включен в цепь обратной связи регулирующего транзистора VT3. Поэтому с ростом зарядного тока напряжение на резисторе R5 и, следовательно, на базе транзистора VT2 увеличивается, отчего транзистор приоткрывается. Напряжение на базе транзистора VT3 соответственно уменьшается, что и приводит к уменьшению зарядного тока. Аналогично транзисторы VT2 и VT3 работают при снижении значения зарядного тока. Стабилизация зарядного тока происходит независимо от типа и степени разрядки подключенной на зарядку батареи, а также от того, подключена ли батарея к выходу устройства или выходные гнезда зарядного устройства замкнуты.
Необходимый ток зарядки устанавливают изменением коэффициента усиления транзистора VT2 переменным резистором R6.
Основным элементом системы автоматического прекращения зарядки при достижении на батарее определенного напряжения является компаратор, функцию которого выполняет операционный усилитель (ОУ) DA1. Как только напряжение на его неинвертирующем входе превысит образцовое на инвертирующем входе, на выходе ОУ появляется положительное напряжение, которое открывает транзистор VT1. Срабатывает реле К1 и контактами К1.1 замыкает эмиттерный переход транзистора VT3, отчего он закрывается и зарядка батареи прекращается. О прекращении зарядки сигнализирует светодиод HL1.
Для более четкого срабатывания компаратора в его цепь положительной обратной связи включен резистор R9, который выполняет и другую важную функцию: так как после отключения зарядного тока напряжение на заряженной батарее несколько снижается, без резистора R9 0У-компаратор, сравнивая уменьшенное напряжение батареи с образцовым, переключается в исходное состояние, реле К1 отпускает якорь и его контакты К 1.1 размыкаются. В результате вновь появляется ток зарядки и описанный цикл работы устройства повторяется.
В связи с тем, что разница в порогах срабатывания и возвращения в исходное состояние ОУ-компаратора без резистора R9 незначительна, все эти процессы происходят достаточно быстро, возникает дребезжание реле К1 и мигание светодиода HL1. Положительная же обратная связь через резистор R9 приводит к появлению гистерезиса и прекращению этого нежелательного явления. Конденсатор С2 предотвращает ложное срабатывание компаратора от помех, проникающих в устройство через электросеть, а диод VD7 — разрядку батареи после отключения зарядного тока. Ток разрядки через делитель напряжения R11R12 незначителен и составляет, например, для элемента напряжением 1,5 В, всего 0,03 мА. Цепочка из резисторов R1—R4 и стабилитрона VD5 представляет собой формирователь образцового напряжения компаратора. Напряжение окончания зарядки аккумулятора, элемента или батареи устанавливают переменным резистором R3.
Детали устройства смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм (рис.).
Постоянные резисторы — МЛТ, переменные — ППЗ-12 группы А. Реле К1 — РЭС10, паспорт РС4.524.305. Транзистор VT3 установлен на теплоотводе с эффективной площадью теплового рассеяния около 100 cм2. Выводы светодиода удлинены монтажными проводами, чтобы приподнять его и вынести в специальное окно в корпусе прибора. Переменные резисторы R3 и R6 укреплены на лицевой стенке корпуса прибора и соединены с печатной платой гибкими проводами. Под ручками этих резисторов есть соответствующие шкалы с делениями.
Кроме транзисторов, указанных на схеме, в устройстве можно использовать КТ315Б—КТ315Е, КТ503А—КТ503Е (VT1), КТ361А—КТ361Е (VT2), ГТ403А-ГТ403Ю (VT3). Однако при замене германиевого транзистора VT2 на кремниевый наименьший ток зарядки увеличится. Светодиод — любой с номинальным рабочим током 10…20 мА. В качестве сетевого можно использовать понижающий трансформатор, обеспечивающий на вторичной обмотке напряжение 18. .20 В при токе нагрузки 50 мА.
Налаживание универсальное зарядное устройство начинают со стабилизатора тока.
Для этого временно удаляют резистор R1, светодиод HL1 и отпаивают вывод 7 микросхемы DA1, движок резистора R6 устанавливают в левое по схеме положение и включают устройство в сеть. При этом миллиамперметр, подключенный к выходу устройства, должен показать 2…3 мА, а при смещении движка резистора R6 в правое по схеме положение ток через миллиамперметр должен увеличиться до 31…32 мА. Если этого не происходит, соответственно подбирают резистор R10. Затем градуируют шкалу резистора R6 «Ток зарядки», делая на ней отметки, соответствующие току через миллиамперметр.
После этого впаивают временно удаленные детали и приступают к налаживанию системы автоматического прекращения зарядки источников питания. На это время выпаивают диод VD7 и к выходу устройства подключают вольтметр постоянного тока с пределом измерения напряжения до 15 В. Теперь потребуются еще источник напряжения 13… 14 В, например, составленный из 3 — 4 батарей 3336 и подключенного к ним переменного резистора сопротивлением 10… 30 кОм. Этот дополнительный источник постоянного напряжения «минусовым» выводом батареи соединяют с гнездом ХЗ устройства, а движок переменного резистора— с гнездом Х2. Затем, устанавливая переменным резистором предельные значения напряжения зарядки, движок резистора R3 постепенно переводят из верхнего по схеме положения в нижнее. Напряжение прекращения зарядки соответствует положению движка резистора R3, при котором загорается светодиод HL1. Нижний предел этого напряжения корректируют подборкой резистора R4, а верхний — резистора R2.
Шкалу резистора R3 «Напряжение прекращения зарядки» градуируют путем подачи на выход устройства различных значений напряжения, снимаемого с движка переменного резистора вспомогательного источника постоянного тока. После установки на свое место диода VD7 устройство готово к работе.
varikap.ru