что это и как работает? Для чего нужен и какие виды толщиномеров бывают |
Знакомство с этим устройством у каждого происходит по-разному. Одни узнают о том, что такое толщиномер из умных статей, другие — при покупке автомобиля или его продаже, есть также третьи, те, для кого толщиномер — рабочий инструмент, который обеспечивает работой и хлебом…Сегодня в рубрике «Полезные советы» мы поговорим о том, что такое толщиномер, каким он бывает, а также когда и для каких целей его используют.
Чаще всего прибор используется при покупке подержанного автомобиля, толщиномером, как это уже понятно из названия, измеряют толщину лакокрасочного покрытия (ЛКП) и/или шпаклевки кузова. Думаю, объяснять для чего это делается нет необходимости, разве что в двух словах. Дело в том, что при продаже авто, продавец, как и любой другой человек, желает выручить побольше за свою «ласточку», поэтому кузов часто подвергается серьезным процедурам, которые включают шпаклевку и покраску кузова. Часто после ДТП авто все же остается на ходу, но все же с многочисленными повреждениями, которые владельцы всячески пытаются скрыть. Именно при помощи толщиномера можно узнать толщину металла в том или ином месте кузова, после чего можно судить о том, что под ЛКП автомобиля — краска и металл, или слой шпаклевки и многочисленные латки, которые после нескольких лет начнут отваливаться целыми лохмотьями.
Толщиномером вооружены практически все «перекупы», то есть люди, которые покупают и перепродают машины, всего за несколько минут опытный перекупщик определит любые скрытые повреждения и сделает заключение о состоянии кузова и всего авто в целом. Кроме того, толщиномер может рассказать о том, в какой аварии была машина и что при этом ремонтировалось. Чтобы определить битая машина или нет, вам совершенное необязательно становиться перекупщиком или проходить какие-то спец курсы. Хотя, безусловно, для использования этого прибора необходимо иметь минимальные знания о том, как устроен кузов автомобиля и понимать некоторые моменты и тонкости использования толщиномера.
Как работает толщиномер?
Как уже говорилось выше, прибор помогает определить толщину ЛКП, которая у всех автопроизводителей практически одинаковая и колеблется в диапазоне от 0.7 до 1.8 мм. Поэтому, если во время замеров толщиномер продемонстрировал цифру, которая находится в данном диапазоне, можно смело говорить о том, что данная деталь или часть кузова цела, то есть — не бита и не перекрашена. Авто, побывавшее в ДТП, так или иначе рихтовалось, после чего шпаклевалось, соответственно слой шпаклевки и ЛКП будет отличаться от приведенных выше цифр. Если вы увидели на дисплее толщиномера значение 1.9-2.4 мм, можно с уверенностью утверждать о том, что в этом месте был удар и машину рихтовали.
Опасность покупки битого авто заключается не только в том, что со временем кузов может начать ржаветь или лопнет слой шпаклевки, дело несколько в другом. Вы не знаете на сколько серьезной была авария — элементарное недоразумение на стоянке или удар на большой скорости, повлекший за собой деформацию геометрии всего кузова. Покупая такие авто, вы «играете в рулетку», т. к. неизвестно как деформируется и без того ударенный кузов в случае аварии, поэтому говорить о безопасности передвижения в таком авто вряд ли стоит. Авто, которые сходят с конвейера, рассчитаны на удар и конструктивно созданы таким образом, чтобы при ударе кузов деформировался, не причиняя вреда здоровью пассажиров. Как поведет себя кузов с нарушенной геометрией — предсказать невозможно, поэтому покупая машину, уделите кузову особое внимание и не поленитесь воспользоваться толщиномером.
Виды толщиномеров
Принцип работы толщиномера довольно прост. Прибор производит подсчет расстояния от поверхности, к которой прикасается вплотную, до основания детали.
У простейших магнитных толщиномеров принцип работы довольно примитивен — в корпусе содержится магнит, который определяет степень притяжения к металлической детали, стрелка указатель или электронный дисплей демонстрируют результат. Как вы понимаете, чем ближе будет магнит к металлу, тем притяжение будет сильнее.
Электромагнитные толщиномеры относятся к более дорогим экземплярам, они более точны и базируются на принципе электромагнитной индукции, то есть при помощи датчиков Холла. Принцип действия электромагнитного толщиномера следующий — кузов представляет собой своего рода замкнутую цепь, и чем будет меньше зазор, в данном случае толщина ЛКП, тем сигнал будет сильнее.
Существуют авто, у которых некоторые кузовные детали выполнены из алюминия, поэтому электромагнитные толщиномеры для них не подойдут, а измерения ни к чему не приведут. Решением является использование вихретоковых приборов. Толщиномер, работающий по этой технологии, способен адекватно оценивать толщину лакокрасочного покрытия на любой тип металла, при этом он способен демонстрировать на удивление точные результаты. Единственный нюанс, при работе с медью и алюминием, результаты измерений будут более точными, чем при измерении толщины ЛКП на железе. Иногда погрешности очень большие, поэтому использовать толщиномер данного типа рекомендуется исключительно по назначению — для алюминиевых и медных поверхностей.
Как пользоваться толщиномером?
Использование прибора сводится к обычному прикладыванию рабочей поверхности прибора к кузову и подведению итогов измерения. Первым делом принято измерять передние крылья, затем постепенно переходя к задней части кузова, в результате вы должны обойти машину вокруг, измерив все интересующие вас места. Замеры производятся в четырех-пяти точках каждой из кузовных деталей, уделите должное внимание крыше и вертикальным стойкам. Обнаружив толщину лакокрасочного покрытия, которая выходит за рамки допустимого диапазона, увеличьте кол-во точек замера и выясните размер повреждения для дальнейшей адекватной оценки стоимости такого автомобиля.
Источник: АвтоПульсар — первый автомобильный интернет-паркинг
avtopulsar.ru
Толщиномер для лакокрасочного покрытия автомобиля
При покупке автомобиля бывшего в употреблении, покупатели часто вызывают для проверки машины специалиста, который имеет определенный набор оборудования и знаний, чтобы определить – участвовало транспортное средство в авариях или нет. Главное «оружие» эксперта по оценке автомобиля – это толщиномер. Данное устройство представляет собою небольшой ручной прибор, позволяющий определить слой краски и других материалов, которые нанесены на корпусные детали автомобиля.
Чаще всего толщиномер можно увидеть в руках профессионалов, и возникает ощущение, что пользоваться им самостоятельно довольно сложно. На самом деле у прибора простой принцип работы, а определить по его показателям состояние конкретной детали автомобиля сможет каждый после того, как прочтет нашу статью.
Принцип действия толщиномера
Толщиномер любого вида необходим для выполнения простой задачи – замера расстояния от начала лакокрасочного покрытия до «живой» детали. При сканировании выбранной области устройство учитывает не только слой краски, но и шпаклевку, за счет чего водитель и получает необходимую информацию о проведении кузовных работ над конкретной деталью.
Каждый автолюбитель, который собирается купить толщиномер для проведения самостоятельной диагностики приобретаемых автомобилей, должен запомнить, что на заводе на кузовные части машины наносят слой краски в 0,7-1,9 мм. На основании данных цифр предстоит делать вывод о состоянии конкретной детали транспортного средства. Если кузов машины подвергся реставрации после аварии, вероятнее всего для его восстановления наложили слой шпаклевки, чтобы скрыть повреждения. После на шпаклевку была нанесена краска, и это серьезно повышает толщину лакокрасочного покрытия детали. В среднем, минимальный слой краски и шпаклевка выдадут на толщиномере показатель в 2,1-2,7 мм. Если восстановление детали проводилось небрежно, то цифры могут быть значительно выше.
Обнаружив поврежденную деталь в автомобиле при помощи толщиномера, следует изучить ее подробнее. Для этого вместо стандартных 4-6 точек прибором необходимо замерить весь периметр детали. Это позволит понять степень повреждения и примерное место, куда пришелся удар. Таким образом, появится возможность определить – пришлось шпаклевать деталь из-за простого удара о дерево или забор или на то были более серьезные причины, к примеру, тяжелая авария.
Автомобиль после восстановления хорошими мастерами может проездить десятки лет, не подавая никаких признаков неисправности. Однако его безопасность вызывает серьезные вопросы, поскольку в результате предшествующей аварии могли быть нарушены геометрические параметры кузова, что снизило заложенный в него баланс для противостояния внешним повреждениям. Если восстанавливали кузов после аварии любители, то проблемы с ним рискуют начаться через несколько месяцев, когда детали начнут ржаветь, а шпаклевка разойдется.
Как пользоваться толщиномером для лакокрасочных поверхностей автомобиля?
Толщиномер – предельно простой прибор, который автоматически проводит все измерения, выдавая своему владельцу готовые цифры по толщине лакокрасочного покрытия конкретной детали. Имеется несколько рекомендаций, как пользоваться толщиномером, чтобы получить максимально достоверную информацию о состоянии кузова автомобиля:
- Начинать замеры толщины краски на кузовных деталях автомобилей следует с передних крыльев. Обходя автомобиль по периметру, можно получить максимально полную информацию о том, в каком состоянии находится кузов;
- Каждая деталь измеряется в 4 ключевых точках – в центре, с крайней стороны к передней части автомобиля, с крайней стороны к задней части автомобиля и внизу;
- При обнаружении подозрительной толщины лакокрасочного покрытия, необходимо увеличить количество точек для измерения;
- Не забывайте использовать толщиномер для определения величины лакокрасочного покрытия на крыше автомобиля.
Небольшой удар в крыло автомобиля, которое позже было хорошо отремонтировано, может сыграть на руку покупателю. Если продавец не стал рассказывать о битой части машины, но она была обнаружена при помощи толщиномера, можно заставить его сделать хорошую скидку на автомобиль.
Виды автомобильных толщиномеров
В продаже можно найти сотни толщиномеров от различных производителей и в самой разной категории цен. Некоторые дешевые модели приборов не могут похвастаться хорошим качеством изготовления и точностью измерений, а в слишком дорогих толщиномерах, зачастую, имеется масса «лишних» для рядового пользователя функций, которые могут потребоваться профессионалам. Всего же толщиномеры можно разделить на 4 основных вида, в зависимости от принципов, которые заложены в основу измерений:
- Вихретоковые толщиномеры. Данные виды приборов для диагностики способны работать с большим количеством материалов, нежели электромагнитные варианты. Но у них имеется один нюанс – наиболее точно вихретоковые толщиномеры замеряют толщину лакокрасочного покрытия на деталях с высокой токопроводимостью. То есть, они способны практически без погрешностей определять толщину нанесенной краски на алюминиевую или медную деталь, но при работе с железом результаты будут значительно хуже.
- Магнитные толщиномеры. Самые простые и дешевые толщиномеры выполняются именно магнитными. Их принцип работы очень простой – в приборе установлен магнит и ряд датчиков. Когда он подносится к корпусу автомобиля или любой другой металлической детали, начинается притяжение магнита. В зависимости от того, насколько сильно магнит притягивается к металлической детали, прибор определяет толщину лакокрасочного покрытия. Погрешности измерений подобных толщиномеров значительно выше, чем любых других.
- Ультразвуковые толщиномеры. Наиболее профессиональные толщиномеры выполняются именно ультразвуковыми. Они способны работать с любыми материалами, измеряя максимально точно толщину краски. Профессионалы отдают предпочтение именно ультразвуковым приборам, поскольку они позволяют измерить толщину лакокрасочного покрытия не только на элементах кузова, но и на декоративных пластиковых вставках, бамперах и других деталях.
Учитывая немалую стоимость качественных толщиномеров, покупатели поддержанных автомобилей довольно редко приобретают подобное диагностическое оборудование. Данное решение нельзя назвать верным, и перед тем, как покупать машину «с рук», обязательно следует нанять специалиста, который сможет осмотреть автомобиль, или, как минимум, обзавестись толщиномером.
okeydrive.ru
Толщиномер. Виды и применение. Как выбрать и работа. Особенности
Толщиномер – это точный прибор, который позволяет измерить толщину материала или покрывающего его слоя. С его помощью можно определить высоту наслоения ржавчины, шпаклевки, грунтовки или лакокрасочных материалов. Проведение измерений осуществляется без нарушения целостности материала.
Где используется толщиномер
Толщиномеры являются востребованным оборудованием в различных отраслях промышленности и строительства. В первую очередь они используются в машиностроении для контроля толщины лакокрасочного покрытия на кузове автомобиля. Кроме этого, их применяют в сервисных центрах при проведении предпродажной диагностики автомобилей для выявления скрытых дефектов кузова.
К примеру, если машина была участником ДТП, после чего имеющиеся в ней вмятины обработали шпаклевкой и закрасили, это можно выявить с помощью толщиномера. Прибор покажет, что в определенном месте толщина покрывающего кузов слоя больше, чем на остальных участках. Можно будет не только понять, что на данном участке проводились кузовные работы, но и определить какой глубины скрытая вмятина. Это позволяет бороться с недобросовестными продавцами, стремящимися выдать проблемный автомобиль за машину в безупречном техническом состоянии. Данное оборудование используют в своей профессиональной деятельности автомаляры, эксперты оценщики, страховые агенты и полировщики.
Толщиномеры нашли применение в строительстве. С их помощью осуществляется проверка слоя изоляционных материалов и других покрытий, которые наносятся на коммуникации. Данное оборудование используют проверяющие инспекторы при обследовании объектов перед их сертификацией.
Разновидности толщиномеров
Толщиномер является весьма востребованным оборудованием, поэтому неудивительно, что существует довольно много разновидностей этого инструмента. В зависимости от применяемой технологии для обеспечения работы и точного измерения данное оборудование разделяется на следующие виды:
- Механические.
- Электромагнитные.
- Ультразвуковые.
- Магнитные.
- Вихретоковые.
Механические
Механические устройства называют толщиномерами мокрого слоя. Обычно они представляют шестигранную пластину из пластмассы, алюминия или стали. На краях пластинки вырезана гребенка с нанесенной разметкой. Данный инструмент является самым простым из всей линейки толщиномеров и стоит копейки. Он предназначен для контроля толщины слоя лакокрасочного или другого покрытия сразу после его нанесения пока тот не застыл. Контроль параметров слоя необходим для предотвращения перерасхода покрывающих материалов, а также предотвращает продолжительную сушку, поскольку чем толще слой, тем дольше он высыхает.
Чтобы воспользоваться таким толщиномером необходимо сразу после нанесения слоев прижать торец гребенки к окрашенной поверхности. Подождав несколько секунд, гребенка извлекается. На ее зубьях отпечатывается краска. По той линии, куда она доходит, и определяется высота слоя. После этого гребенка протирается растворителем, чтобы очистить налипшую краску. Данный инструмент является самым дешевым, поэтому неудивительно, что у него есть недостатки. После касания к окрашенной поверхности на той остается след от сдавливания. В связи с этим таким толщиномером можно воспользоваться только если окрашивается не слишком ответственная поверхность. К примеру, если тестировать таким способом автомобиль, то не приходится рассчитывать на то, что он будет идеально глянцевым или матовым по всему периметру.
Электромагнитные приборы
Электромагнитные толщиномеры используют два физических явления – магнитная индукция и эффект Холла. Эти приборы позволяют измерять плотность магнитного поля. Данный инструмент относится к более высокой ценовой категории. Он позволяет снимать данные без механического повреждения слоя. Это оборудование применяется для измерения толщины покрытия на металлических поверхностях. Чем слабее магнитное поле, тем толще изолирующий слой. Данное оборудование позволяет снимать данные с погрешностью до 3%.
Ультразвуковые устройства
Ультразвуковой толщиномер является одним из самых совершенных. Он осуществляет диагностику поверхности с помощью ультразвуковых волн. Такие устройства не только позволят определить какая общая толщина покрытия, но и снять точные данные по каждому нанесенному слою, если они сделаны из разных материалов. К примеру, с помощью такого инструмента можно определить толщину лака, краски и грунтовки. Если под ними есть шпаклевка, то можно измерить и ее параметры. Подобные инструменты обладают высокой точностью, поэтому используются для контроля качества на производстве. Ультразвуковые устройства работают практически с любыми материалами, в том числе стеклом и керамикой.
Данное оборудование широко используется, но существуют материалы, для которых оно малопригодно. В первую очередь это бетон, древесина и пенопласт. Прибор снимает данные без разрушения поверхности. Принцип его работы заключается в отправке звуковых импульсов на измеряемую поверхность. Волны отражаются от материала, что воспринимается чувствительным датчиком. От отраженных импульсов осуществляется расчет толщины материала или покрывающего слоя. Данный инструмент работает очень быстро. Чтобы получить данные по определенной точке на поверхности проверяемого изделия нужно всего 1-2 секунды.
Магнитные приборы
Магнитный толщиномер имеет в своем корпусе постоянный магнит. Данное устройство позволяет проводить тестирование различных материалов, но при этом они должны быть нанесены на металлическую поверхность, которая взаимодействует с магнитом. Их можно использовать для проверки толщины лакокрасочного покрытия на автомобилях, металлической сетке и прочих изделиях из черного металла. Оценка толщины слоя определяется по тому, насколько сильно уменьшается магнитное поле по причине отдаления созданного изоляционным слоем. Специальная откалиброванная шкала выводит данные в метрической системе на механический или электронный дисплей.
Вихретоковые устройства
Вихретоковый толщиномер применяется для измерения толщины слоя на токопроводящих поверхностях. Зонд устройства генерирует переменное магнитное поле, которое при контакте с металлической поверхности создают вихревые токи. Они приводят к образованию собственного электромагнитного поля, показатели которого зависят от толщины изоляционного слоя поверхности измерения. Чувствительный элемент устройства снимают данные показатели и переводит их в метрическую систему, показывая толщину покрываемого слоя.
Данное устройство показывает очень точный результат при работе с медью или алюминием. Для черных металлов погрешность увеличивается. Достоинство данного оборудования над магнитными устройствами заключается в том, что оно может измерять толщину на тех металлах, которые не берутся магнитом.
Критерии выбора толщиномера
Выбирая толщиномер, следует серьезно подойти к изучению его технических характеристик. Почти каждая разновидность данного оборудования показывает себя хорошо с определенными материалами и непригодна для других. В связи с этим в первую очередь нужно ориентироваться по той работе, которая будет осуществляться в дальнейшем. В том случае, если нужно универсальное устройство, дающее точные данные и без механического повреждения объекта измерения, стоит отдать предпочтение ультразвуковым толщиномерам. Если прибор необходим для диагностики лакокрасочного покрытия автомобилей, то можно обойтись любой разновидностью, кроме механических гребенок.
Подбирая различные модели инструментов, стоит обращать внимание в первую очередь на уровень погрешности. К примеру, в ультразвуковых приборов высокого качества погрешность составляет 1%, в остальных хорошо выполненных приборах работающих по другому типу, неточность может составлять до 3%. У самого дешевого ассортимента оборудования, данный показатель может быть существенно выше. Если требуется проведение экспертной оценки, то естественно применяемые толщиномеры должны быть очень точными и относиться к классу профессионального оборудования.
Также немаловажными критериями выбора являются внешние параметры, такие как форма и вес. Компактные приборы гораздо удобней, чем громоздкие. Современные толщиномеры даже в компактном исполнении зачастую отличаются высокой точностью измерений, поэтому нельзя полагать, что чем крупнее устройство, тем оно лучше. Также оборудование отличается между собой по степени влагозащиты и температурному диапазону работы. Одни могут использоваться только в сухую погоду при температуре от -20 до +50 градусов, в то время как другие удастся применить даже в проливной дождь.
Немаловажным аргументом в пользу определенных моделей является их ударопрочность. Одни устройства при падении сразу же выходят со строя, в то время как другие способны выдержать серьезную встряску и удар от падения с высоты 2 м. Более совершенные толщиномеры позволяют сохранять данные в своей памяти. Это очень удобно, поскольку измерения можно будет выписать в дальнейшем, если это потребуется. Толщиномеры с памятью используют эксперты оценщики.
Что касается интерфейса прибора, то все они полностью автоматизированные, вне зависимости от принципа их работы. Достаточно включить толщиномер и направить его зонд к измеряемой поверхности согласно рекомендациям в инструкции. На дисплее прибора отобразится один или несколько параметров толщины покрываемого слоя. При этом не нужно использовать никакие формулы, чтобы переводить различные показатели в метрическую систему.
Похожие темы:
tehpribory.ru
90 фото применения устройства при оценке ЛКП
Чтобы точно узнать, побывала ли приобретаемая вами машина в ДТП, стоит обзавестись толщинометром – даже если видимые повреждения лакокрасочного покрытия отсутствуют, это не гарантия того, что автомобиль находится в прекрасном состоянии. Не секрет, что некоторые автовладельцы скрывают под слоем шпатлевки и краски различные дефекты.
Воспользовавшись специальным устройством – толщинометром, вы сможете точно измерить толщину лакокрасочного покрытия на любом участке автомобиля. Фото моделей толщинометра дадут представление о том, как выглядит этот прибор. Рынок предоставляет широкий выбор приборов от разных производителей с отличающимися друг от друга характеристиками. Предлагаем ознакомиться с принципами их работы, чтобы определиться с покупкой.
Краткое содержимое статьи:
Как работает толщинометр и для чего он нужен
Прибор популярен у скупщиков авто, владельцев автосервисов и простых автолюбителей. Его использование позволяет получить точную информацию о состоянии лакокрасочного покрытия без нарушения его целостности. Стоимость толщинометра невысока, затраты на его приобретение полностью оправдывают себя.
Устройство дает возможность объективно оценить состояние автомобиля, сразу же выявив участки кузова, на которые была нанесена краска и шпатлевка, а также очаги коррозии.
Толщинометр предоставит достоверную информацию о сколах, царапинах и прочих дефектах, а недобросовестный продавец лишится шанса вас обмануть.
Виды толщинометров
Раздумывая, какой же толщинометр купить, обходя магазины, вы убедитесь в том, что выбор достаточно широк: приборы отличаются по цене, набору функций, принципу своей работы и, конечно же, производителю.
Обращайте внимание на толщинометры в среднем ценовом диапазоне – дешевые изделия обладают невысоким качеством, а слишком дорогие модели будут иметь чрезмерно большой набор функций. По принципу своего действия толщинометры можно разделить на несколько видов.
Электромагнитные. Дают точную информацию при замерах, с их помощью можно определить толщину покрытия на железосодержащих частях.
Чтобы производить замеры покрытий, которые были нанесены на детали из пластмассы и прочих материалов, этот толщинометр не подойдет.
Магнитные. Принцип работы таких приборов основан на действии магнита – устройство на основании анализа силы притяжения магнита к корпусу автомобиля оценивает толщину покрытия. Приборы дешевые, их слабая сторона – погрешности, допускаемые в измерениях.
Вихретоковые. Способны без какой-либо погрешности измерять толщину покрытия на медных и алюминиевых деталях. При работе с прибором на деталях из железа показатели погрешностей будут выше. Невозможно использовать их в условиях высокой влажности.
Ультразвуковые. Приборы, которые используются профессионалами. Ультразвуковые толщинометры дают достоверную информацию о толщине лакокрасочного покрытия на деталях кузова, бамперах и прочих частях автомобиля, включая декоративные элементы из пластика. Погрешность этого типа приборов не превышает 3%.
Инструкция для работы с толщинометром
После запуска прибора (кнопка OFF/ON) работу с толщиметром можно начинать. В момент запуска чувствительный элемент направляется в воздух. На дисплее загорается индикатор – прибор готов к осуществлению замера. После этого прикладываем чувствительный элемент устройства к области проведения замера.
Как пользоваться толщинометром для измерений на больших площадях? В этом случае проводится серия замеров в нескольких точках с максимальным интервалом между ними в 20 см. Для корректной работы прибора он должен неподвижно фиксироваться на несколько секунд в каждой точке.
Учитывайте, что в результате таких замеров получается усредненное значение, при этом на разных участках данные могут существенно отличаться.
На что обращать внимание при выборе
Для выбора лучшей модели толщинометра сначала определитесь с ценой и функциями, которыми он должен обладать. Имейте в виду, что приборы, оснащенные курком, прослужат вам дольше, чем устройства с датчиками-кнопками.
Единственный минус такой модификации – прибор с курком сложнее использовать при измерениях покрытия в труднодоступных местах.
Если вы планируете работать с прибором в помещениях с плохой освещенностью или у вас существуют определенные проблемы со зрением, выбирайте многофункциональные модели с крупным дисплеем.
Их экран способен уместить большое количество данных. Если предполагается использовать прибор часто и длительно, отдайте предпочтение энергоемким аккумуляторным батареям.
Приобретенный толщинометр – надежный союзник, способный уберечь вас от обмана недобросовестных продавцов, потери времени, профессиональной репутации и внушительных денежных сумм.
Фото толщиномера
Также рекомендуем посетить:
Инструменты из раздела:
zdesinstrument.ru
Что такое толщиномер лакокрасочного покрытия?
Сегодня мы поговорим про толщиномер лакокрасочного покрытия. Мы постараемся выяснить, что же это такое, какими они бывают, как ими пользоваться, и, наконец-то, зачем он нам с вами нужен, и нужен ли вообще.
Итак, толщиномер – это такой прибор, которым легко можно измерить толщину материала покрытия (это может быть краска, лак, грунт, шпатлёвка, пластмасса, стекло и не только), не нарушая его целостность. Также часто используется во время ремонта дома для измерения различных покрытий, главное условие – под ним должен быть металл.
Если раньше, до изобретения такого простого в использовании прибора, чтобы узнать, красили автомобиль или не красили, и правильно ли это делали, нужно было сильно потрудиться и прибегнуть к крайним мерам, то сейчас, в эпоху прогресса, это сделать очень просто. Нужно только иметь в своём арсенале такой маленький приборчик. Толщиномер просчитывает расстояние от основания детали или предмета к поверхности, к которой прикасается, почти точно, иногда с незначительными погрешностями.
1. Когда и кому он необходим
Кто им пользуется и в каких случаях? В первую очередь, это необходимая вещь для автомобильных критиков, как их называют, – людей, которые оценивают подержанные машины, таким образом, помогая продавцу дороже продать машину или покупателю сбить цену. Если покупатель узнает, что автомобиль был прокрашен в каком-то месте больше, то сможет предположить, что он был в аварии, и выяснить у продавца, какие были на то причины.
И даже в салоне, покупая новую машину, можно наткнуться на перекрашенную деталь, которую неправильно перевозили, повредили, потом перекрасили и снова продают. Так что проверять автомобиль нужно независимо от того, где вы его покупаете, в салоне или с рук. И лучше, чтобы это делал человек с опытом в этих вопросах. Ещё им пользуются страховщики, профессиональные полировщики делают замеры в работе, ну и обычные люди.
2. Виды толщиномеров
На сегодняшний день существует просто огромный выбор толщиномеров. Мы разберём самые распространённые.
2.1. Ультразвуковые
Первое место в нашем списке занимает ультразвуковой толщиномер. Принцип работы заключается в том, что ультразвуковой датчик в зонде посылает волну, которая проходит через покрытие, достигает поверхности под ним и возвращает импульс обратно. Импульс преобразуется в высокочастотный звуковой сигнал, эхо этого сигнала оцифровывается и показывается на циферблате прибора. Это самый дорогой вид, максимальная погрешность такого прибора – 3%.
Ультразвуковым измерителем можно мерить практически любое покрытие: металл, стекло, пластмасса, керамика, пластик, стекловолокно и т.д. Не измерить ним лишь толщину бумаги, дерева, пенопласта и бетона. Его легко можно использовать, когда нет доступа к обратной стороне предмета (например, для измерения трубы, контейнера и т. д.). И это главное его преимущество. Диапазон толщин у этого вида – от 0,08мм до 635мм. Этот толщиномер даёт мгновенный и достаточно точный результат измерения.
2.2. Магнитные
Следующий вид – это магнитный толщиномер. Им можно измерить толщину покрытия только на чёрном металле. Принцип заключается в оценке силы взаимодействия магнита прибора и основания измеряемого предмета. Изменение толщины отображает откалиброванная шкала – чем сильнее сила, тем тоньше покрытие и наоборот. Погрешность – всего 2%, что позволяет магнитному измерителю давать максимально точные показатели толщины. Время измерения – приблизительно 2 секунды, достаточно быстро. Такого рода толщиномеры чаще всего используют в автомобилестроении, судостроении, станкостроении и самолетостроении.
2.3. Электромагнитные
Электромагнитный толщиномер – самый точный по статистике, но использовать его можно только на поверхностях с примесью железа. Этот вид прибора использует в измерении одновременно и принцип магнитной индукции, и эффект Холла, который позволяет измерить плотность магнитного поля. Толщина покрытия измеряется определением плотности магнитного потока. Качество таких приборов достаточно высокое, а цена намного ниже, чем на ультразвуковой прибор.
2.4. Вихретоковые
Вихретоковый толщиномер производит замеры на металлических поверхностях, хорошо проводящих ток, то есть на цветных металлах. Принцип измерения заключается в том, что зонд, приближаясь к поверхности, создаёт вихревые токи (токи Фуко), которые измеряет катушка внутри зонда (или второстепенная катушка), и, отталкиваясь от этих измерений, показывает толщину покрытия. Такого рода измерители используются реже, на металлах с низкой электропроводимостью их погрешность достаточно велика.
3. Как производить замер
Теперь давайте разберёмся, как же правильно делать замер покрытия. Ведь от этого зависит точность измерения. В первую очередь, вы должны знать, что включать его нужно на каком-то расстоянии от измеряемой поверхности, и только через несколько секунд плотно приложить прибор к этой поверхности, шаги измерений нужно делать не более 20см.
Базовую цифру покрытия определить очень просто: нужно измерить толщину покрытия на крыше автомобиля. Крыша – это то самое место, каким очень трудно удариться, и покрытие здесь в идеальном состоянии в 90% случаев. Если базовая толщина покрытия, например, 100 микрон, то толщина в 100 микрон должна быть по всему кузову, допустимое отклонение в 20-40 микрон может быть просто погрешностью при покраске. Но если в одном месте толщина составляет аж 150 микрон, то это уже признак того, что в этом месте автомобиль перекрасили, и вы имеете полное право выяснять, почему это сделали. А если толщина увеличена аж до 200 микрон – это уже признак наличия шпатлёвки, более серьёзных работ. Если при проверке толщины выясняется, что покрытие тоньше, чем оно должно быть, это может означать, что автомобилю делали полировку абразивными материалами.
И ещё одно: чтобы проверить правильность прибора, делать замеры желательно несколько раз подряд. К каждому прибору прилагается металлическая пластина, толщина которой вам известна, вот ею и делайте проверочные замеры.
4. Где найти правдивую таблицу
Таблица правдивых размеров прилагается к каждому прибору при покупке. Но я думаю, что не стоит верить этим цифрам на все 100%. Потому что ни на одном заводе не называют точную толщину лакокрасочного покрытия при выпуске той или иной модели автомобиля. Эти таблицы показывают лишь приблизительные размеры, которые получили при измерении нескольких машин одной и той же марки сразу с завода. Еще один аргумент в пользу того, что все эти таблицы не совсем правдивы, – их существует огромное множество, и все они указывают разные размеры.
5. Полезные функции
Если вдруг прибор сбился с программы и показывает явно неправильные цифры, нужно дождаться, пока он выключится, и тогда провести калибровку с помощью тонкой пластины, она прилагается при покупке. После этого прибор должен работать без сбоев. Производители советуют перед каждым измерением делать калибровку для точности.
Толщиномер, конечно же, хорошо работает и показывает правильно толщину только при плюсовой температуре. Если же на улице минус, то думать прибор будет долго и показывать замеры может неправильно, и вообще, на морозе им пользоваться не нужно. Быть китайскому производству или нет, решать вам. Хотя можно с точностью сказать, что они сейчас делают и качественные продукты, но цена на них тоже не копеечная. Так что, выбирая толщиномер, не важно, какого производства, не ленитесь и почитайте отзывы других пользователей.
На тех же китайских сайтах есть куча отзывов от людей со всего мира. На нашем рынке представлено достаточно моделей, меню у которых на русском языке, так что вам не придётся постоянно листать инструкцию, чтобы расшифровать показатели.
Многие пользователи говорят, что он у них окупился, при покупке авто им сделали скидку, а потом ещё и другим помогают покупать автомобили, причем не бесплатно. Решайте сами, нужен он вам или нет. Если вы планируете воспользоваться им один раз, а потом отложить в коробочку до лучших времён – тогда, стоит подумать о том, чтобы найти человека, у которого он уже есть и который имеет опыт в измерениях, и просто заплатить ему за услуги.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?
Да Нет
auto.today
Толщиномеры — принцип действия, разновидности, применение
Толщиномеры применяются для измерения толщины лакокрасочных покрытий и металлических изделий. Разновидностей толщиномеров много, подразделяются они на магнитные, ультразвуковые, вихретоковые, электромагнитные приборы.
Содержание статьи
Применение толщиномеров
Приобретать автомобиль на вторичном рынке рискованно, мало какой хозяин станет избавляться от хорошей машины, без ведомых причин. Нередки случаи, когда в продажу поступают битые транспортные средства, естественно, ни один покупатель не станет связываться с такими продавцами. В автомастерских научились полностью маскировать следы автомобиля побывавшего в аварии, порой даже опытные мастера, с ходу не отличают перекрашенный автомобиль. Здесь и пригодится толщиномер лакокрасочных покрытий.
На сегодняшний день выпускаются приборы, с помощью которых можно выявить следы свежей краски, достаточно лишь прикоснуться датчиками к поверхности кузова. К счастью для покупателей, толщиномеры лакокрасочного покрытия продаётся в каждом специализированном магазине. Компактное устройство, легко размещается на ладони руки, питается от обычной батарейки.
Существуют и более серьёзные сферы применения, например, ультразвуковые толщиномеры металла позволяют определить толщину стенки трубы или резервуара, узнать насколько она поражена коррозией. Ультразвуковой толщиномер фиксирует донные эхо-сигналы, что позволяет определять толщину стенок труб (включая изгибы), котлов, баллонов, сосудов, работающих под давлением, обшивок и других изделий из чёрных и цветных металлов. Прибор измеряет толщину изделий из пластмасс, стекла, керамики и других материалов с высоким затуханием ультразвука при одностороннем доступе к поверхности этих изделий. С помощью ультразвукового толщиномера можно определить степень коррозионного и эрозионного износа по остаточной толщине.
Принцип работы толщиномеров к содержанию
Слой краски, наносимый производителями транспортных средств, обычно не превышает 140мкм. Нередко, детали после рихтовки, обрабатывают шпаклёвкой, затем, наносят слой грунтовки, а это даёт дополнительную толщину. Если автомобиль не перекрашивался полностью, то разница толщин красочного слоя, на дверях и капоте, будет отличаться. Иногда, слой краски, на рихтованном изделии может отличаться в меньшую сторону, в этом случае определить какую деталь заменили, будет сложно.
Что касается УЗ толщиномеров металла, они могут применяться в лабораторных, полевых, цеховых условиях в различных отраслях производства и промышленности. При этом обязательна предварительная подготовка поверхности, необходимо использовать контактную смазку (различные масла, вода, глицерин, специальные контактные жидкости и гели для ультразвукового контроля и т.д.), это обеспечивает устойчивый акустический контакт.
УЗ толщиномер состоит из электронного блока, к нему с помощью кабелей подключаются сменные пьезоэлектрические преобразователи (ультразвуковые преобразователи, ПЭП). Для определения толщины изделий используются раздельно-совмещенные и совмещенные преобразователи.
Принцип действия ультразвукового толщиномера заключается в измерении времени двойного прохода ультразвуковых колебаний через исследуемое изделие от одной поверхности до другой, полученные данные пересчитываются в значение толщины изделия. Перед тем как приступить к измерениям, поверхность изделия очищается от грязи и песка, если есть коррозия, то необходимо соскоблить рыхлую ржавчину и нанести больше смазки, чем в случае с гладкой поверхностью.
Разновидности приборов, выбор толщиномера к содержанию
Приборы отличаются принципом работы, по этой причине разность показаний у различных моделей может существенно отличаться. Сегодня на прилавках интернет-магазинов можно встретить толщиномеры, следующего типа: магнитные, ультразвуковые, вихретоковые, электромагнитные приборы.
Самые доступные по цене — это магнитные толщиномеры, их принцип работы, прост. Внутри корпуса располагается обыкновенный магнит, с помощью которого и определяется толщина покрасочного слоя. Точность показаний приблизительная, может сильно отличаться от дорогостоящих моделей.
Электромагнитный прибор – это уже более дорогостоящее устройство, позволяет получить более точные показания. Их принцип действия аналогичен с первым типом, но за счёт электромагнитной индукции качество показаний у них выше. Минусом этих устройств можно считать узкую направленность. Эти устройства могут измерять толщину только металлических изделий.
Принцип действия ультразвуковых приборов, основан на отражении ультразвукового сигнала от поверхности. Это самые точные устройства, их способность позволяет получать данные с любой поверхности, пластик, алюминий, композитный материал. Единственный недостаток устройств – высокая стоимость.
Вихретоковые измерители толщины изделий. С помощью этого типа устройств можно снимать точные показатели, даже на таких поверхностях, как цветной металл или пластик, но в случае с железом, погрешность данных может отличаться.
www.pergam.ru
Толщиномер для замера лакокрасочного покрытия – принципы работы и основные марки
При покупке машины на вторичном рынке стоит провести тщательную проверку на предмет «скелетов в шкафу» — наличия аварий, участия в ДТП с проведенным ремонтом кузова. Многие продавцы скрывают такие факты, чтобы не снижать цену на авто. Лучше заранее раздобыть специальный прибор для выявления битых и перекрашенных машин – толщиномер лакокрасочного покрытия. Он поможет обнаружить признаки шпаклевания, покраски деталей и даже их полной замены.
Применение разных толщиномеров
Толщиномер ЛКП – прибор, замеряющий слой краски на поверхности машины. Он позволяет проверить количество слоев краски и сравнить с заводскими показателями. Толщиномер краски помогает измерять расстояние от датчика до металла (кузовной основы). К сожалению, в принципах работы кроются и недостатки устройств, так как их использование возможно далеко не на всех основаниях.
Проще всего применять измеритель, если основа стальная (ферромагнитная). Даже самый простой прибор позволит получить точные показания, поэтому тратиться на дорогой толщиномер не стоит. Но если устройство работает только на электромагнитном принципе, использовать его на иных покрытиях, кроме ферромагнетиков, не удастся. К последним относятся все железно-стальные сплавы.
Вот прочие рекомендации при применении толщиномеров на разных покрытиях:
- устройства с электровихревым принципом работы лучше подходят для замера толщины автомобильного ЛКП из меди, алюминия, бронзы и их сплавов, при этом на ферромагнитных основаниях уменьшают точность;
- толщиномеры с электромагнитно-вихревым принципом действия работают на всех металлических покрытиях;
- ультразвуковые (эхолокационные) приборы замеряют толщину любых покрытий, их принцип работы вообще не зависит от материала деталей.
Таким образом, для проверки на целостность пластика, композитно-пластиковых изделий нужно выбирать ультразвуковые приборы – только они помогут провести осмотр машины и получить правильные результаты.
Детали машин из цветных металлов
Существуют таблицы, в которых указывается материал деталей автомобилей той или иной марки. Вот обзор моделей, в производстве которых используют цветные металлы:
Марка | Модель | Детали из цветмета |
---|---|---|
BMW | Z8,7 | Кузов |
3,5,6 | Капот, кузов, двери | |
X5, X6 | Капот, кузов | |
Chevrolet | Venture | Капот |
Suburban | Кузов | |
Ford | Большинство моделей | Капот |
Infiniti | Серия Q, I | Капот, багажник |
Mercedes-Benz | CL500, SL500 | Крылья, багажник, капот, кузов, двери |
Subaru | GT, Legacy | Капот |
Peugeut | 407 | Капот |
Покрытия, замеряемые толщиномерами
При помощи толщиномера можно проверять разные покрытия, ведь на основания из металла или композита наносят разнообразные виды красок, лаков. Также прибор включит в замеряемые показатели всевозможные грунтовки, автошпатлевки. Устройство отреагирует и на скопления ржавчины, а также на нанесенный сверху слой керамического покрытия.
Ограничения при измерении данных существуют для всех устройств, использующих магнитный или электрический принцип работы. Верхнее ЛКП должно быть диэлектрическим по свойствам, а также иметь гладкую чистую поверхность. То есть металлическая основа и покрытие-диэлектрик – обязательное условие для получения точных данных. Именно таким требованиям отвечает большинство машин, производимых современным автопромом.
Виды приборов
Какой прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля лучше? Выбор большой, причем устройства группируются по разным принципам.
Классификация
По эффективности работы все модели можно условно поделить на такие классы:
- Первый класс. Характеризуются низкой стоимостью, довольно надежны, но набор их функций ограничен. Применять устройства обычно не очень удобно, у новичков могут возникнуть сложности.
- Второй класс. В работе проще, но медлительны. Отличаются более высокой точностью измерений, чем модели предыдущего класса
- Третий класс. Более дорогие устройства, превосходят по точности предыдущие. Имеют большой набор функций. Минус у использования измерителей тоже есть – они требуют регулярного проведения калибровки, а также могут давать неправильную информацию при низких температурах на улице.
Градация по сфере применения
Область использования толщиномеров обширна. Они применяются в страховании (для оценки повреждений автомобилей), строительной сфере, автопроме, судостроении, авиационной промышленности. Такой прибор всегда есть у любого мастера по окраске и тюнингу автомобиля. Измерители покупают частные лица, фирмы, причем для целей экспертизы всегда выбирают самые современные устройства – высокоточные, с возможностью замера толщины ЛКП вплоть до долей микрона. Для бытовых целей можно приобретать толщиномер попроще.
Классификация по принципу работы
Наиболее простой и самый популярный в быту – толщиномер магнитный. В его корпус встроен магнит, определяющий степень близости расположения металла или сплава. Показания будут видны на табло прибора или, если он механический – отражаются стрелкой. Внутри электронных приборов стоит тензометрический датчик.
Прочие виды толщиномеров таковы:
- Электромагнитные. Работают при помощи токовой индукции. Корпус автомобиля служит замкнутой цепью, при этом проводится замер плотности магнитного поля, по которому устройство выдает результат о толщине ЛКП.
- Вихретоковые. Отлично работают с алюминием, измеряя мощность токов, индуцированных внутри детали. Поскольку иные типы металлов имеют другую проводимость, зазор между датчиком и деталью (толщина ЛКП) может отразиться на экране неправильно.
- Комбинированные. Дают неплохую точность результатов, так как сочетают наличие вихретоковых и электромагнитных датчиков.
- Ультразвуковые. Подают импульсы на поверхность кузова, подходят для всех типов материалов, применяются даже на труднодоступных участках. Имеют самую высокую цену.
Также существуют механические толщиномеры, но они сейчас почти не используются ввиду крайне низкой точности. Такие устройства смогут определить, разве что, толстый слой шпаклевки, пролежавшей на детали много лет.
Выбор – основные и дополнительные критерии
Как выбрать толщиномер, какой лучший? На рынке продается огромное количество моделей — новых и старых, с усовершенствованиями. Стоимость их разнообразна, как и свойства, принцип действия. При покупке в первую очередь надо определить, как и сколько прибор будет работать. Если предполагается использовать его однократно, лишь для покупки автомобиля, лучше взять недорогой толщиномер, но при этом учесть необходимую точность замеров. Профессионалы обычно не экономят и покупают измерители высокого качества, уделяя внимание чувствительности прибора, количеству режимов, функций, проценту погрешности.
Чтобы проверить толщину покрытия без привлечения внимания продавца, стоит выбрать прибор небольшого размера в форме брелока или маркера (обычно это – магнитные толщиномеры). Дополнительные функции, которые выбираются по индивидуальным предпочтениям, следующие:
- наличие датчиков для измерения толщины стекловолокна, резины;
- определение степени коррозии металла;
- возможность работать под водой;
- автоматическое отключение при долгом бездействии;
- выбор языка;
- звуковое оповещение.
Многим пригодится дополнительная опция – подсветка. Она позволит заниматься оценкой состояния машины даже в сумерках или в темное время суток, что актуально для холодного времени года. Также при покупке стоит обратить внимание на вес и размеры толщиномера, время непрерывной службы, материал корпуса (для долгой работы последний должен быть прочным и иметь защитный чехол).
Еще надо помнить, что все электронные приборы лучше работают в помещении, а магнитные не зависимы от влажности и температуры, потому подходят и для улицы. По внешнему виду бывают толщиномеры курковые, классические с кнопкой, в форме пистолета, причем самыми популярными являются первые.
Процедура измерения
Как пользоваться толщиномером, всегда указывается в инструкции по применению. Следует заранее прочитать все данные, ознакомиться со свойствами прибора. Также еще дома надо провести калибровку устройства для получения точных данных. Есть и самокалибрующиеся толщиномеры, но они, как правило, дают менее детальную информацию. Калибровка проводится вручную для приближения показаний прибора к эталонному замеру.
В комплекте с толщиномером идет несколько калибровочных пластин – металлических или пластиковых. Первые играют роль кузова, вторые – его покрытия. Пластину из металла можно взять в ином месте, главное – подобрать именно тот материал, на который рассчитан прибор. Поверхность ее должна быть гладкой и чистой. Пластиковые же пластины менять на свои нельзя. Для калибровки сбрасывают показания до заводских настроек, делают замер по металлической пластине, нажимают клавишу «ноль» (или иную согласно инструкции). Если уровень погрешности будет равен нулю, калибровки не требуется. В ином случае делают калибровку. Алгоритм следующий:
- приложить металлическую пластину к пластиковой;
- сделать замер;
- нажать клавишу калибровки – К;
- выровнять значение на экране на 102 мкм;
- еще раз нажать К.
Далее с толщиномером можно работать. Его прижимают к исследуемому основанию, после чего на экране можно увидеть полученные цифры. Датчик должен плотно соприкасаться с эмалью. Обследовать кузов лучше точечно (на каждой детали – по 4-5 точек), но некоторые применяют непрерывный режим (ведут прибором по поверхности). После можно вычислить среднее арифметическое для всех деталей кузова.
По показателям судят о наличии или отсутствии расхождений с заводскими параметрами. В среднем, для большинства автомашин они составляют 70-150 микрон, чаще всего – 80-130 микрон. Для симметричных объектов величина должна быть одинаковой, но в разных местах кузова она может незначительно отличаться. Максимальное отклонение – до 50 мкм, в среднем – до 25 мкм (плюс погрешность прибора – 2-4 %).
Лучшие толщиномеры
Ниже приведены модели толщиномеров, которые понравились пользователям, у них неплохое соотношение «цена-качество», а также достойная функциональность:
- Etari ЕТ 555. Комбинированное устройство со сниженным энергопотреблением, позволяющее сохранять настройки. Обладает уникальной подсветкой, комфортной для глаз.
- ИТ-01. Магнитный прибор, хорошо замеряет толщину покрытия стальных кузовов. Прост в применении, имеет мощный фонарик. Не годится для непрерывной проверки из-за риска поцарапать автомобиль.
- ЕТ-14. Профессиональный прибор, есть управление режимами, калибровкой. Результаты можно загружать в компьютер через USB. Годится для железа и цветметов.
- ЕТ-11S. Оснащен комбинированным датчиком с вихретоковым и электромагнитным принципами работы. Хорош для стали и алюминия.
- CHY 113. Электромагнитное устройство, годится для работы по черным металлам. В комплекте есть диски для калибровки. Датчик с пружиной, что гарантирует стабильную силу прижима к кузову.
- Delta T-415. Компактный, точный магнитный прибор, имеющий небольшую внутреннюю память. Исправно работает на морозе, емкости аккумулятора хватает надолго.
- «Мегеон 19220». Ультразвуковой прибор, обеспечивающий точное измерение толщины любых ЛКП. Имеет жидкокристаллический дисплей, комфортную подсветку и кейс для хранения.
Следует помнить, что даже самый точный прибор можно обмануть, например, если не вымыть машину. В этом случае показатели толщины краски будут некорректными. У ряда машин из премиум-сегмента толщина покрытия намного выше (до 250 мкм), что также надо учесть. Истончается покрытие у очень старых автомобилей, которые много раз побывали на мойке. Все эти сведения помогут не запутаться при проведении замеров и сделать правильные выводы о приобретаемом автомобиле.
kraska.guru