Содержание

История в семи главах → часть 1 / Блог компании АСКОН / Хабр

Привет, Хабр! Мы компания АСКОН, разработчик инженерного софта. Возможно, вы слышали про наши продукты КОМПАС-3D, Вертикаль, ЛОЦМАН:PLM, Pilot-ICE, Renga и геометрическое ядро C3D.

Они помогают промышленным предприятиям создавать модели изделий любой сложности и затем выпускать их на производстве, а строительным компаниям и проектным организациям воплощать архитектурные замыслы и управлять информационной моделью зданий и сооружений.

В нашем блоге мы будем рассказывать о самых разных сторонах разработки продуктов: развитии функционала, тестировании, api, дизайне, юзабилити, работе с геометрическим ядром (а оно у нас собственное!), команде и других важных, любопытных и иногда инсайдерских подробностях!

Сегодня у нас важный день. Не только потому, что мы опубликовали наш первый материал

на Хабре. 17 апреля мы выпустили новую, можно даже сказать революционную, версию
системы 3D-моделирования КОМПАС-3D v17. И главный герой этой революции — интерфейс. Ему и посвящается пост (в нескольких главах!) Сергея Швецова, дизайнера-проектировщика
пользовательских интерфейсов АСКОН. Осторожно, трафик.

Эпиграф

«Писать книгу — это как мыть слона: трудно решить, с чего начать, и трудно понять, где слон уже вымыт, а где ещё нет». Не знаю, кому принадлежит этот афоризм, но верность его я испытал на собственной шкуре. Это верно для книг и так же верно в отношении дизайна интерфейсов. Все просто: слон большой, но и любой проект тоже большой. В нём много работы вообще и даже много разных видов работ. Нужно знать, что делать, когда делать, когда переставать это делать.
Влад В. Головач

«Дизайн пользовательского интерфейса 2. Искусство мыть слона»


Глава никакая, из которой тем не менее можно кое-что узнать


Чтобы узнать, почему КОМПАС-3D v17 получился таким, каким получился, нужно знать входные требования заказчика к современным САПР и пожелания пользователей. Как любой зрелый продукт, КОМПАС-3D подошел к рубежу жизни, когда пользователи хотят, разработчики не могут и терпеть уж нету больше сил! На фоне этих событий было принято решение провести модернизацию. Зачем?

1. Преодолеть моральное и технологическое устаревание. Архитектура нового интерфейса (в том числе интерфейса взаимодействия, а не только картинки) должна позволять решать задачи, возникающие в будущем, без серьезной переделки концепции. Например, тенденция к росту диагоналей и разрешений экранов мониторов ведет к тому, что интерфейсу нужно подстраиваться под эти растущие разрешения. И самое главное — это должно быть удобно пользователю. Т.е. пользователь должен иметь возможность подстроить размеры интерфейсных элементов и текста. Начало такой работе положено. Новый интерфейс КОМПАС-3D v17, за исключением изображений в интерфейсной справке, полностью «векторный». Это позволяет масштабировать интерфейсные элементы и тексты вне зависимости от разрешения монитора. И пользователь с монитором стандартного разрешения, и пользователь с монитором высокого разрешения смогут работать с привычной «картинкой» одинаково хорошего качества.

2. Создать задел на будущее, чтобы новый КОМПАС-3D мог решать задачи и выполнять пожелания пользователей в ближайшие несколько лет. Т.е. новый интерфейс должен быть достаточно гибким, чтобы соответствовать требованиям пользователей и одновременно быть быстрым в производстве. Также важна возможность конструирования потенциально любого интерфейса с минимальными издержками для разработки. Для этих целей мы провели тотальную унификацию и стандартизацию всех интерфейсных элементов, диалогов, панелей.

3. Сохранить преемственность старого и нового интерфейсов. Это был, пожалуй, самый сложный этап из всех, но систематизация и унификация сделали свое дело. Удалось практически без потерь перенести функциональность прошлых версий, не потеряв при этом сложившихся приемов работы.

4. Унифицировать КОМПАС-3D с иностранными популярными САПР для условно «бесшовного» перехода пользователей в КОМПАС-3D, не потеряв собственного «лица», приобретенного в предыдущих версиях.

5. Увеличить юзабилити.

6. Бесшовно интегрировать в интерфейс библиотеки и приложения, которых у КОМПАСа очень много.

Как мы решали эти задачи, вы узнаете в следующих главах. Но перед тем, как начать, мы приобрели:

Специальный подарочный набор «Инструменты Оккама».

Для тех, кто не в курсе про Бритву О́ккамаБритва О́ккама (иногда лезвие Оккама) — методологический принцип, получивший название от имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (англ. Ockham, Occam; лат. Gulielmus Occamus; ок. 1285—1349). В кратком виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»). Сам Оккам писал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего» и «Многообразие не следует предполагать без необходимости». Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии (лат. lex parsimoniae).

То, что сегодня называют «бритвой Оккама», не было создано Оккамом, если иметь в виду базовое содержание этого принципа. То, что в условиях Проторенессанса сформулировал Оккам, было известно, по крайней мере, со времён Аристотеля.

(Ссылка на полную статью Википедии)


В набор входят:

1. Бритва Оккама – 1 шт.
2. Грабли Оккама – 1 шт.
3. Клизма Оккама (в специальной подарочной упаковке от компании «Хэнк и Ко») – 1 шт.
4. Булавка Оккама (в специальной подарочной упаковке от компании «Кант и Ко») – 1 шт.

И вот мы запаслись необходимым инструментарием, терпением и здравым смыслом и сделали это:

Оригинал. Осторожно, по ссылке музыка!
Нет, погодите, еще рано. Давайте сначала вспомним суфийскую притчу Джаллаладина Руми про слона.
Что еще за слон?СПОР О СЛОНЕ
Из Индии недавно приведен,
В сарае тесном был поставлен слон,

Но тот, кто деньги сторожу платил,
В загон к слону в потемках заходил.

А в темноте, не видя ничего,
Руками люди шарили его.

Слонов здесь не бывало до сих пор.
И вот пошел средь любопытных спор.

Один, коснувшись хобота рукой:
«Слон сходен с водосточною трубой!»

Другой, пощупав ухо, молвил: «Врешь,
На опахало этот зверь похож!»

Потрогал третий ногу у слона,
Сказал: «Он вроде толстого бревна».

Четвертый, спину гладя: «Спор пустой
Бревно, труба… он просто схож с тахтой».

Все представляли это существо
По-разному, не видевши его.

Их мненья — несуразны, неверны —
Неведением были рождены.

А были б с ними свечи-при свечах
И разногласья не было б в речах.


– Слон сходен с водосточною трубой!

Глава 1. Интерфейс — зло


«Зачищаем» интерфейс от визуального мусора (лишние линии, градиенты, цвета). Делаем доступными «все» кнопки, убираем лишние. В текущий момент присутствует только то, что сейчас нужно. Группируем команды. Быстрая панель. Панель деревьев.

Визуальный мусор окружает нас повсюду, а природа человека такова, что мы приспосабливаемся и через некоторое время перестаем замечать его. Но как всякая система, человек тратит ресурсы на поддержание распознавания и игнорирования этого мусора, но уже в фоновом режиме. Для того, чтобы увеличить производительность наших пользователей, мы бережно убрали линеечки в три ряда, градиентики, черточки и палочки — всё, что превращало панели инструментов в смесь золы и гороха.

Оставив только необходимые элементы, мы сделали интерфейс более чистым и выразительным. Каждый элемент теперь отвечает за свое поведение, и везде это поведение одинаково.

Следующей задачей было уменьшить «количество» ненужного интерфейса, не потеряв в удобстве, с учетом того, что современные экраны становятся все более и более широкими. Для этого мы совместили главное меню и практически не использовавшийся заголовок окна. Убрали Строку сообщений. Её функциональность была распределена между панелью Параметры (показ контекстных подсказок в командах) и Центром уведомлений (отображение индикаторов выполнения операций). У панели Параметры оставили только одно положение — вертикальное.

К слову, по умолчанию классический интерфейс КОМПАСа предполагал горизонтальную панель Параметры.
Классический интерфейс. Панель параметры снизу. (Картинка кликабельна)



Классический интерфейс (Картинка кликабельна)


Обновленный интерфейс (Картинка кликабельна)

В предыдущих версиях КОМПАС-3D на экране присутствовало очень большое количество неактивных элементов, которые загромождали интерфейс и затрудняли поиск нужной команды или опции. С одной стороны, интерфейс говорил пользователю, что командой нельзя воспользоваться, с другой стороны, вызывал кучу вопросов. Почему команда неактивна? Что мне нужно сделать, чтобы активировать её? Чтобы убрать деактивацию команд, пришлось существенно переработать внутренние механизмы активации/деактивации. В новом интерфейсе деактивируется небольшое количество элементов с понятной историей деактивации. Например, кнопки Отменить/Повторить (действие), т.к. контекст их активации/деактивации понятен.


Классический вид (Картинка кликабельна)


Обновленный вид (Картинка кликабельна)

Существенные переделки претерпела так называемая Компактная панель. Её «дух» сохранился, но работать все стало по-другому. Её наследник, Список наборов, теперь располагается в верхнем левом углу и имеет гораздо меньше (в конфигурации по умолчанию) элементов, чем прежняя панель. Это связано с тем, что под набором сейчас понимается необходимый комплект инструментов пользователя для выполнения какой-то группы задач. Например, в 3D-моделировании это твердотельное, листовое или поверхностное моделирование. Более того, существуют «виртуальные» наборы, которые включаются в зависимости от контекста использования. Например, набор Инструменты эскиза доступен только в режиме Эскиза. Также некоторые библиотеки могут создавать свои наборы. Еще набор может содержать в себе любую команду, доступную в v17, в том числе и библиотечную, а в v17.1 пользователи сами смогут создавать такие наборы, компонуя команды и группы команд по своему усмотрению.

В 17-ой версии все кнопки, индикаторы, списки и прочие элементы, которые отвечали за отображение состояния модели или чертежа, собраны на специальной Быстрой панели. Это сделано, чтобы интерфейс стал более компактным, а однотипные инструменты были сосредоточены в одном месте. Также на эту панель переехали кнопки режимов и состояний (развертка, разнесение, эскиз).


Классические панели (картинка кликабельна)


Быстрая панель

В 3D все деревья теперь собраны в единую панель. Т.е. понятие Менеджер документа постепенно исчезает. На единой панели теперь сосредоточены: Дерево построения — историческое и структурное, Дерево исполнения и Зоны. Само представление деревьев существенно переработано и унифицировано.

Подробнее про деревьяДерево построения — это представленная в графическом виде последовательность объектов, составляющих модель.

Слева направо: Классическое дерево, Обновленное дерево, несуществовавшее ранее прозрачное дерево в окне модели (картинка кликабельна).

В деревьях появился новый столбец, позволяющий быстро включать\выключать частотную функциональность. Например, для 3D-документа это Видимость, Возможность редактирования, Включение в расчет и Проецирование.

В Чертеже дерево чертежа тоже существенно переработано. Упразднен Менеджер документа. Вся информация о документе теперь доступна в одном месте, а поиск с фильтрацией позволит быстрее находить необходимый объект на чертеже. Также в дерево перенесены списки для выбора текущего вида и слоя. Если кликнуть по индикатору цвета\номера в списке вида или слоя, то можно быстро перейти на текущий вид или слой в дереве.

– Не отличить слона от опахала!

Глава 2. Главное окно и новая панель инструментов


Компоновка. Экономия места. Доступность (контрастность, выбор цветов подсветки, масштабируемость интерфейса). Поиск по командам. Почему не «лента»? Поиск в деревьях.

Основной центр компоновки интерфейса — это левый верхний угол. Вокруг него строится вся компоновочная схема. Инструментальная область, панель Параметры, Список наборов, панель вкладок документов.

Сделано это с целью быстрого доступа к часто используемым инструментам.

Новая панель инструментов объединила сильные стороны классической Панели инструментов и Быстрой панели: быстрый доступ, компактность, расширяемость, быстрое переключение между наборами инструментов.

Многие спрашивают, почему бы не использовать проверенное временем решение от Microsoft — ленту? Мол, все ведущие САПР её используют. После глубокого анализа мы нашли несколько причин, которые привели нас к разработке собственной панели инструментов.

1. Сложность проектирования под ленту. Концепция ленты предполагает выделение «частотных» команд, которые выглядят как большие кнопки. В этом есть частица здравого смысла для небольших приложений с одной ролью пользователя, для коих лента и разрабатывалась (текстовый редактор, небольшой графический редактор). Но для таких приложений, как КОМПАС-3D, где несколько сотен команд и несколько ролей пользователей, такое решение выглядит спорным. Например, возьмем блок команд Выдавливание.

Подробнее про выдавливаниеРечь идет о группе команд, которые собраны под командой Выдавливание.


Классический вид. Группа отображалась по зажатой ЛКМ на иконке.


Обновленный вид. Добавился вариант отображения группы в верхней части панели параметры.


В некоторых ролях это одна из главных команд, в некоторых нет, какие-то пользователи чаще пользуются командой Элемент выдавливания, другие — Элемент по сечениям, а кто-то вообще не использует этот блок команд. Допустим, аналитики по умолчанию решили сделать блок Выдавливание большой кнопкой и поместить команду Элемент выдавливания на первое место. Для пользователей, которые не пользуются этой командой или вообще выдавливанием, такое решение будет неудовлетворительным, ведь у них частотность\важность команд совсем другая. «Но пользователь сам может подстроить под себя такой интерфейс!» — возразит пытливый исследователь. Например, сделает размер кнопки под себя, поменяет порядок и прочее. Да, конечно, может. Но разработка такого конструктора, который позволит пользователям настраивать ленточный интерфейс под себя, займет много времени, но и это не главное. В общем случае пользователь не должен настраивать интерфейс, он должен заниматься своей работой, ведь именно для этого он использует наше приложение, а не чтобы часами заниматься его настройкой.

2. Компактность, вернее отсутствие компактности в ленте. Одна большая кнопка занимает место трех кнопок с подписями или шести без подписей.

3. Вкладки. Тут две проблемы. Первая заключается в том, что КОМПАС-3D использует вкладки для отображения открытых документов, пользователям это очень нравится.

В терминологии КОМПАСа вкладки документов называются закладками.
Закладки. Классический вид


Закладки. Обновленный вид(появилась миниатюра при наведении на закладку)


Расположение вкладок ленты и вкладок открытых документов в одном месте сильно бы усложнило интерфейс и осложнило жизнь пользователей. Так как мы хотели сохранить преемственность между прошлыми и новой версиями КОМПАС-3D, при анализе обнаружили вторую проблему – бесконтрольное «расползание» вкладок. О чем речь? Текущий Список наборов является преемником Компактной панели предыдущих версий КОМПАС-3D. Компактная панель, в свою очередь, может содержать в себе некоторое количество кнопок, переключающих панели. Причем это некоторое количество ничем не ограничено, так как в Компактную панель может встроиться практически любое стороннее приложение. Если бы мы использовали ленту, то при работе даже со стандартным набором приложений пользователь мог получить панель вкладок ленты, не умещающуюся в экран, а также был вынужден постоянно «катать» мышью в горизонтальной области экрана, чтобы выбрать необходимую команду.

4. Невозможность разместить все обилие настроек команды на ленте. Концепция ленты от Microsoft предполагает размещение дополнительных контролов на самой ленте. Т.е. там могут располагаться не только кнопки, но и другие интерфейсные элементы. Расположение только кнопок нарушает проработанность концепции и сводит её преимущества к нулю.

Чтобы облегчить пользователям КОМПАС-3D поиск команд в новом, переработанном главном меню мы добавили поиск по командам, который располагается в одной строке с главным меню. Сейчас поиск ищет и запускает только команды, находящиеся в главном меню. В будущем мы предполагаем заметно расширить функциональность поиска и сделать его глобальным.


Новинка версии. Поиск по командам

Одним из нововведений 17-ой версии является появление поисковых полей практически во всех длинных списках и деревья. Дерево построения в 3D и Дерево чертежа дополнительно обладают фильтрами для более быстрого и точного поиска


Новинки версии. Слева направо. Поиск в дереве построения, в переменных и в библиотеках

Сергей Швецов, дизайнер-проектировщик пользовательских интерфейсов АСКОН

Ссылка на вторую часть.

habr.com

Отзывы по версиям — КОМПАС-3D

12 часа назад, tunnel_engineer сказал:

А это означает, что то при открытии триангуляция будет рассчитываться — т.е. файл будет открываться медленнее, чем с сохраненной триангуляцией. Про это у них и в справке написано.

у меня по наблюдению прирост скорости открытия не такой уж значительный (на разных сложных больших сборках), да и вес файла при этом не шибко различается, не думаю что это ключевой момент в размере файла.

см видео с простеньким примером на 10 000 тел и более сложный пример:

Скрытый текст

 

 

Не подскажете у К18 trial версии есть ограничения? ради интереса поставил дома «погонять», но как-то у меня даже массив кубиков 100х100 строится дичайше долго, сохраняется очень долго, а поменять параметры массива —  так и не дождался, поэтому никак не получается подтвердить заявленную скорость работы. Все тестил в сравнении с опытом работы в других CAD…

Скрытый текст

 

 

с простенькими сглаживаниями тоже не очень, когда начал идти по примерам с презентации, хотя в других кад строится сразу без танцев 🙁 

 

А вот такое — вообще ни разу не получилось удачно построить.

Грешу конечно на мои ручки-крючки, но не по всем же аспектам:скорее всего есть ограничения в триалке?

Деталь.m3d

cccp3d.ru

о развитии сравнения и о сравнении в развитии


Леонид Платонов, инженер-конструктор, сертифицированный преподаватель по КОМПАС-3D

В прошлом году я имел смелость написать для портала isicad.ru статью о сравнении двух наиболее популярных, с моей точки зрения, в России и других странах СНГ САПР — КОМПАС­3D и другой известной САПР. Статья получилась обзорная и достаточно поверхностная, хотя и объемная. Впрочем, сложно в рамках одного материала подробно осветить весь функционал той или иной САПР вследствие многогранности самой САПР, разнообразия отраслей ее применения, а также огромного количества подходов к проектированию. Однако комментарии неравнодушных читателей и мои ответы на них дополнили картину и затронули функционал, который не был изначально мною рассмотрен. Тогда я получил немало замечаний, а статья стала самым читаемым материалом на сайте за 2016 год. В связи с этим я усвоил два основных момента: не стоит проводить подобные сравнения, а также делать субъективные выводы.
Сейчас же сравнение не выйдет за пределы одной САПР — КОМПАС­3D: я буду сопоставлять функционал новой версии КОМПАС­3D v17 и КОМПАС­3D v16. Моя цель — проиллюстрировать результаты развития системы за определенный период. Я буду искренне рад, если моя статья подтолкнет инженеров лично ознакомиться с обновленной системой и будет способствовать плавному переходу на новый интерфейс. Итак, какой путь прошел функционал по пути из 16­й в 17­ю версию? Позволит ли он сохранить и приумножить популярность КОМПАС­3D среди инженеров? Поможет ли выполнять больший спектр конст­рукторских работ и решать свои повседневные задачи эффективнее?

Интерфейс системы

Поскольку основной новинкой системы является кардинально изменившийся интерфейс, который обрел не только новый внешний облик, но и иную логику взаимодействия с функционалом системы, предоставляя новые возможности, с него я и начну. Однако новому интерфейсу многие авторы, в том числе и я, уже уделяли достаточно внимания, поэтому теперь я сравню интерфейс v17 с тем, который видел на альфа­ и бета­тестировании.

Как подметили на портале TAdviser, в бета­версии 17­я версия вышла с интерфейсом в стиле «50 оттенков серого». Позволю себе продолжить аллегорию в этом ключе и подмечу, что до своего официального релиза КОМПАС­3D v17 дошел с возможностью переключать внешний вид интерфейса и делать его «на 50 оттенков темнее». Таким образом, я обозначил возможность выбора темы в КОМПАС­3D как светлую или темную (рис. 1 и 2).

Рис. 1

Рис. 2

В целом выбор цветовой схемы интерфейса стал более гибким по сравнению с первоначальной задумкой, озвученной разработчиками в рамках альфа­тестирования. Пользователи могут выбирать 16 комбинаций цветовых схем, переходя на темное и светлое оформление окна КОМПАС­3D, а также изменяя цвета значков (монохромный либо цветной) и цвет подсветки (бирюза, лиловый, зеленый, оранжевый). Ну а сохранившаяся возможность менять цвет рабочего поля моделей, в том числе добавляя градиентные переходы, позволяет получить собственный индивидуальный облик рабочего пространства. Выделение окна цветом в различных специальных режимах дополнительно усиливает информативность значков режима. Например, выделение окна при отсутствии подключенной лицензии (рис. 3).

Рис. 3

Также можно менять цвет линий каркаса при каркасном отображении модели. Например, при темном фоне рабочего поля модели они автоматически инвертируются в белые линии. Мне, например, многие модели со светлым каркасом не понравились, поэтому одна из первых настроек, которую я поменял — линии каркаса. Поскольку в предыдущих версиях КОМПАСа такой возможности не было, приведу скриншот, где эти настройки находятся в 17­й версии. Скриншот сделан в вертикальной ориентации своего монитора, чтобы посмотреть, как ведет себя интерфейс при повороте монитора на 90 градусов (рис. 4).

Рис. 4

Можно смело утверждать, что в КОМПАС­3D v17 сделан первый шаг к поддержке многомониторной работы приложения. Таким образом, сейчас в поле дополнительного монитора можно вынести Дерево модели, окно Параметры, а также панели инструментов, расположив их вертикально либо горизонтально. В случае выноса панелей инструментов за пределы специально выделенного для них поля в окне КОМПАС они отображаются упрощенно — только значками, без текстовых пояснений. А панели Дерево модели, Параметры, Библиотеки, Переменные перестают группироваться, образуя вкладки одного окна. Вынос панелей в поле другого монитора, с моей точки зрения, особенно удобен при работе с чертежами, имеющими нестандартный формат, с кратностью, отличной от 1. В таком случае широкий чертеж можно вписать в поля монитора полностью при максимальном масштабе его отображения на экране. Я, например, «длинные» форматы при оформлении чертежей использую достаточно часто, мне это кажется удобным. Привожу скриншот (рис. 5) с моих мониторов с чертежом на листе формата А2Ѕ3. Панели Параметры и Дерево чертежа вынесены в поле соседнего монитора. К слову, я использую два разноформатных монитора.

Рис. 5

Внешний вид, безусловно, важен, но в САПР, как и в любом инструменте, главное — функционал. Поэтому дальше речь пойдет в основном только о нем, но всё так же сквозь призму интерфейса. Ведь именно новый интерфейс КОМПАС­3D, благодаря своей гибкости, усиливает возможности, имевшиеся в 16­й версии.

Набор основных инструментов формообразования при твердотельном моделировании

Сравнение функционала на стыке двух версий одной и той же САПР я, как и прежде, начну с инструментов твердотельного моделирования. На первый взгляд — тот же набор инструментов, но с доступом через другие значки.

Слово разработчикам

Дерево модели и панель Переменные


Алексей Никонов, инженер-аналитик

В v17 можно с легкостью найти необходимый узел или компонент в Дереве модели или на панели Переменные. Если я хочу найти в сборке деталь, то могу применить фильтр «Детали». В поисковом запросе нужно ввести ее наименование или обозначение и получить в выдаче результат. Если в выдаче будет несколько вариантов, то я выбираю то, что мне нужно, и оно подсвечивается в Дереве. При этом мы фрагментировали поиск на отдельные сущности: сборки, детали, тела, эскизы. Применяя фильтр, пользователь может сузить поисковую выдачу. Поиск в панели Переменные унифицирован с поиском в Дереве модели — это такая же поисковая строка.

Поиск по дереву

В процессе работы над панелью Переменные мы улучшили взаимодействие пользователя с редактором. Мы дали возможность переименовать пользовательские переменные. В выражениях, где эта переменная используется, она тоже будет переименована (сквозное изменение в рамках модели).

Для редактора переменных применены общие приемы с процессными панелями. Допустим, мы задаем высоту выдавливания: в качестве разделителя можем ввести и запятую, и точку. Раньше в редакторе переменных можно было вводить только точку, запятая обрабатывалась как ошибка. Теперь можно использовать запятую во время ввода выражения переменной — после подтверждения она автоматически заменятся точкой. Мы стремимся к тому, чтобы в КОМПАСе единые приемы работы применялись в разном функционале.

Что же поменялось? Механизм работы с командами стал более гибким. Теперь команды объединены в группы, что позволяет без завершения или прерывания текущей операции перейти от одной команды к другой (рис. 6).

Рис. 6

Таким образом, они объединены в группы не только по назначению, но и по механизму реализации и доступу в процессе выполнения команды. Это делает процесс редактирования модели более гибким, а также ускоряет работу в системе в целом, сокращая число кликов мыши и необходимость ее передвижения на поле монитора. Забегая вперед, отмечу, что подобная логика действий реализована и при работе с массивами, поверхностями, некоторыми операциями листового моделирования, со вспомогательной геометрией, а также при наложении сопряжений в сборочных моделях в КОМПАС­3D.

В v16 я выявил такой недостаток: не было возможности выполнить операцию добавления материала не только от плоскости эскиза. Но v17 это всё по силам! Для реализации такого действия необходимо активировать переключатель «второе направление» и указать поверхность. Одно из направлений должно быть инвертировано, тогда срабатывает «вычитание»: то есть построение происходит не от плоскости эскиза, а от другого объекта или же на расстоянии. Для построения операции на расстоянии от плоскости эскиза в направлении операции выдавливания необходимо в поле расстояния второго направления указать величину со знаком «минус». Такой подход позволяет выполнять построение всех эскизов в плоскостях системы координат пространства модели, увеличив возможность редактирования после построения (рис. 7). В 16­й же версии указание отрицательных чисел в полях задания расстояния вызывало ошибку (рис. 8).

Рис. 7

Отмечу, что и выявленное преимущество в результате прошлого сравнения из v17 никуда не ушло. В КОМПАСе всё так же можно в любой момент без удаления операций изменить тип построения со сплошного на тонкостенный. Теперь за этот переход отвечает не привычный элемент управления «галочка», а современный переключатель.

Рис. 8

В комментариях к предыдущему обзору был выявлен еще один значимый недостаток основных инструментов формообразования в КОМПАС­3D v16 — отсутствие возможности выбора направляющих кривых при построении тела «по сечениям». В 17­й версии этот недостаток также успешно устранен. Это не только заслуга нового интерфейса системы, но и результат расширения функциональных возможностей собственного геометрического ядра АСКОН. Для иллюстрации этого недостатка в комментариях приводилась вышка для прыжков в бассейн, а также скриншот ее модели, выполненной в «другой популярной САПР» (рис. 9).

Рис. 9

Действительно, инструментами твердотельного моделирования построить такую, на первый взгляд, несложную модель в предыдущих версиях КОМПАС, включая 16­ю, было нельзя. Но как доказал тогда один из пользователей, «нельзя» — это не невозможно: он решил задачу, построив подобную модель инструментами поверхностного моделирования, но, к сожалению, проделав большее число операций.

Слово разработчикам

Операция По сечениям

Виталий Булгаков, ведущий инженер-аналитик

Операция По сечениям — это довольно сильная штука! В новой версии добавилась возможность управлять соединением сечений с помощью цепочек и направляющих кривых. У вас есть два сечения — начальное и конечное, и две кривые, которые задают форму элемента на промежутке между ними. В v16 и ранее был только инструмент Осевая линия, но он не мог предоставить таких широких возможностей по управлению формой создаваемого тела в промежуточных сечениях. Выход, конечно, можно было найти почти всегда, но обычно это выливалось в довольно значительную трудоемкость — создание дополнительных сечений или использование более сложных построений с помощью поверхностей.

Направляющие кривые в операции По сечениям

Цепочки операции По сечениям

Цепочки — это более простой вариант, когда вам нужно указать точки, которые должны быть обязательно соединены друг с другом. Довольно эффектно команда выглядит на примере сечений — двух окружностей, концентрично расположенных в параллельных плоскостях. Я указываю точку на одном сечении и точку на другом, они соединяются. Если точки друг напротив друга, то с окружностями ничего не происходит. Самое интересное начинается, когда я пробую закручивать соединение — так можно получить гиперболоид. На самом деле приведенный пример скорее эффектный трюк. Но и на практике довольно часто количество точек в сечениях не совпадает. В этом случае v16 автоматически соединяет сечения так, как это устраивает программу, но не всегда устраивало пользователя. Теперь есть инструмент прямого управления!

Обновленные инструменты 17­го КОМПАСа позволяют справиться с помощью твердотельного моделирования «по сечениям», что я и сделал в отношении центральной вышки. Рис. 10 иллюстрирует выполнение операции по сечениям с указанием направляющих кривых как элементов формообразования модели.

Рис. 10

Приведенный скриншот также демонстрирует возможность выносить Дерево модели в поле модели, не заслоняя ее, при работе с параметрами выполняемых построений.

Таким образом, можно отметить, что все выявленные недостатки твердотельного моделирования в 17­й версии ликвидированы. Те же задачи в КОМПАС решать стало легче и быстрее.

Слово разработчикам

Булева операция

Булева операция с несколькими телами

Небольшая, но удобная вещь появилась в булевой операции: возможность складывать и вычитать более двух тел за один раз. Раньше операции производились только над двумя телами. Сейчас мы можем создать три тела и все их разом сложить. Это и функциональная, и одновременно эргономическая доработка, так как она уменьшает количество вызовов операций, сложность Дерева.

Виталий Булгаков, ведущий инженер­аналитик

Листовое моделирование: проектирование деталей, получаемых гибкой

Инструменты листового моделирования — это те инструменты, которые мне, как конструктору, приходится применять в своей работе наиболее часто. Корпусные детали, резервуары, емкости, кронштейны — все это проектируется с их помощью. Функционально инструменты листового моделирования особых изменений не претерпели (рис. 11).

Рис. 11

Рис. 12

Изменения коснулись всё тех же реорганизации и комбинирования команд. Приведу несколько примеров работы с листовым телом. Построение детали «желоб» на основании команды Обечайка (рис. 12), построение элемента детали «горловина» инструментом Линейчатая обечайка в интерфейсе темной темы КОМПАС­3D (рис. 13). Команда получения развертки в модели вынесена за пределы инструментальной панели Элементы листового тела. Она теперь находится на панели быстрого доступа, появившейся в качестве нового элемента интерфейса системы (рис. 14).

Рис. 13

Рис. 14

Доступ к редактированию параметров развертки также осуществляется через панель быстрого доступа. Задать параметры развертки, если модель разворачивается впервые, или отредактировать их можно, нажав на команду Развернуть. И только после этого появятся элементы управления параметрами развертки (рис. 15).

Рис. 15

Слово разработчикам

Операция Сгиб

В листовом моделировании доработки больше всего коснулись операции Сгиб. Теперь в Сгибе можно сразу выбрать несколько ребер, тогда как раньше можно было строить только по одному. А когда мы выбираем несколько смежных ребер, то можно еще и замкнуть углы. «Коробочка» получается за одну операцию.

Сгиб листового тела по нескольким ребрам

Виталий Булгаков, ведущий инженер­аналитик

Как создавать исполнения и работать с ними

Без нескольких модификаций одной детали — никуда. Создание исполнений позволяет конструкторам экономить время при создании однотипных деталей, а также при оформлении чертежей на эти детали. Возможность работы с исполнениями в КОМПАС­3D появилась давно, однако обновленный интерфейс системы позволяет иначе взглянуть на работу с исполнениями.

Итак, исполнения, как и прежде, можно создать или выбрать из имеющихся с помощью контекстного меню, кликнув на модель в дереве (рис. 16).

Рис. 16

Кроме того, доступ к исполнениям осуществляется через одноименную вкладку. В 16­й версии на нее можно было переключиться внизу, в v17 она располагается в верхней части окна Дерево, там же теперь есть и кнопка добавления нового исполнения (рис. 17).

Рис. 17

Раньше доступ к работе с исполнениями осуществлялся через Менеджер документа. В свежей версии разработчики решили отказаться от Менеджера документа, и в части исполнений ему на смену пришло окно Управление исполнениями, которое можно открыть с помощью Дерева модели.

Методологические подходы к проектированию и компоновочная геометрия

На промежутке развития между двумя сравниваемыми версиями реализация подходов к моделированию существенных изменений не претерпела. Для реализации проектирования сверху вниз всё так же служат различные команды:

  • компоновочная геометрия;
  • коллекции геометрии;
  • копирование геометрических объектов других моделей;
  • редактирование компонентов в контексте сборочной модели;
  • команда Спроецировать объект;
  • булевы операции;
  • взять в документ;
  • создать локальную деталь;
  • различные типы загрузки.

Но реализация этих команд при моделировании стала более удобной благодаря новой логике интерфейса.

Та незамысловатая геометрия, которую я компоновал параллельно написанию предыдущего обзора и привел там в качестве примера, получила дальнейшее развитие уже за пределами САПР, став вполне реальной геометрией, служащей для воспроизводства более сложных геометрических форм, в том числе родом из КОМПАС­3D (рис. 18).

Рис. 18

Конструкторская «битва» в плоскости: КОМПАС­График v16 и v17 — чье поле боя удобнее

Работа с чертежом в КОМПАС­График переняла ряд обновленных подходов из работы с моделями. Особого внимания заслуживает Дерево чертежа. В 16­й версии его необходимо было включать дополнительно. В 17­й же Дерево чертежа просто сменяет Дерево модели, оставаясь на его месте в том же оформлении. Поскольку в КОМПАСе больше нет Менеджера документа, который нес в себе достаточно серьезную смысловую и функциональную нагрузку, то теперь она полностью передана Дереву чертежа, ставшему более информативным и функциональным.

Рис. 19

Внешний вид рабочего пространства также претерпел ряд изменений. Первое, что бросается в глаза, — поменялся цвет линий. Для меня, например, он стал более приятным для восприятия. Кроме того, переход в темную тему изменяет и цвет подложки поля чертежа со светлого на темный, а контуры чертежей неактивных видов сменяются белыми линиями. Лично я, конечно, вряд ли буду его использовать, но, как говорится, на вкус и цвет… (рис. 19). Значительно поменялся и диалог работы с размерами в чертеже (рис. 20).

Рис. 20

Функционал приложений в среде нового интерфейса

Особому ускорению работы с САПР всегда способствуют специализированные приложения, предназначенные для решения узких задач отдельных отраслей. Сейчас воздержусь от оценки, много или мало их в КОМПАС­3D и больше ли их в «других популярных САПР». Потому что приложений может быть множество, а реально покрывающих ту или иную производственную необходимость всего несколько, притом для каждого отдельно взятого производства нужны свои. Отмечу, что приложения всегда были с КОМПАС и остаются с ним и в новом обличии, более того — тоже продолжают развиваться. Итак, если в 16­й версии доступ к функционалу приложений предоставлялся в основном через Менеджер библиотек, то в 17­ю версию он не перешел. Теперь реализована, как мне кажется, более гармоничная интеграция приложений.

Рис. 21

Инструменты приложений доступны путем выбора из списка наборов инструментальных панелей. Список в развернутом виде представлен на рис. 21. Соответственно при выборе одного из элементов списка характерные для него инструментальные панели располагаются в инструментальной области. Набор инструментов приложения Валы и механические передачи 3D в инструментальной области выглядит так, как показано на рис. 22.

Слово разработчикам

Новый интерфейс — большой плюс для приложений

Раньше при установке приложения появлялась маленькая панель с командами, относящимися к нему. В v17 при подключении приложения Оборудование: Металлоконструкции мы загружаем среду моделирования металлоконструкций. Помимо команд, которые непосредственно относятся к приложению, в нашем распоряжении набор команд из базового функционала, необходимых для моделирования металлоконструкций: инструменты вспомогательной геометрии, информационные команды, команды создания документации и вывода дополнительной информации. Раньше приходилось постоянно скакать по компактной панели в поиске нужных команд. Сейчас достаточно установить приложение, подключить его и использовать среду для моделирования конструкций.

Металлоконструкции: интерфейс

Второй плюс нового интерфейса с точки зрения приложений — компактность. Раньше мы отдельно задавали длину металлоконструкции, и отдельно были группы элементов интерфейса, позволяющие переключить направление. Все это было разбросано в Панели свойств. Благодаря новым элементам интерфейса все стало компактным. В элементе интерфейса, где мы задаем длину, появился переключатель, который инвертирует направление. Если элемент интерфейса предполагает выбор какого­либо точечного объекта, тут же рядом с ним появится процесс, запускающий построение новой точки в модели. Все компактно, лаконично и логически связано. Предыдущий интерфейс в принципе не предполагал такой возможности.

Павел Голицын, ведущий аналитик

Еще меньше «торговых» ограничений при импорте и экспорте

Хочу заметить, что список читаемых форматов системой КОМПАС пополняется от версии к версии. Например, 16­я версия в свое время научилась читать файлы семейства форматов Parasolid, в более ранних версиях это была долгожданная возможность записи в *.pdf и *.3dpdf.

Рис. 22

Рис. 23

Сравнивая v16 с «другой популярной САПР», я назвал недостатком КОМПАС­3D, что импорт одного из основных форматов для прототипирования *.stl все еще был невозможен. V17 позволяет открывать файлы и этого формата. Для примера можно посмотреть результаты успешного импорта отсканированной поверхности модели автомобиля (рис. 23) и чтения моделей из формата *.stl (рис. 24).

Рис. 24

Что касается экспорта, то новый КОМПАС­3D позволяет записывать файлы в одноименном формате ядра *.c3d компании АСКОН.

В качестве преимущества КОМПАС я называл ранее возможность сохранения всех файлов в формат двух предыдущих версий и одной из самых первых версий — 5.11. Конечно же, эта возможность сохранилась и в v17. Многие сомневались в том, что это вообще можно назвать преимуществом — дескать, другая популярная САПР позволяет открывать файлы последующих версий. В том­то и дело, что при сохранении в КОМПАС в формат предыдущих версий система позволяет не только просмотреть файлы (просмотреть ведь можно и с помощью бесплатно распространяемого приложения для просмотра свежей версии), а полноценно их отредактировать! Справедливости ради скажу, что при сохранении в версию 5.11 большое число моделей сохраняется без истории построения, но это обусловлено слишком явным разрывом в функциональности. С моей точки зрения, это преимущество особенно заметно при работе с файлами чертежей. Например, модели были созданы в 16­й версии КОМПАСа, затем переданы для оформления чертежей другому конструктору, у которого установлена 17­я версия. После оформления он их, разумеется, должен передать обратно. Так вот: в этом случае, при сохранении в более раннюю версию, чертежи открываются с сохранением ассоциативности к моделям и являются редактируемыми. Точно так же дело обстоит и с моделями в целом. Я в этом ключе провел много экспериментов, пересохраняя файлы в текущую, пока еще актуальную, версию КОМПАС­3D v16.1, так как хотелось и с новым КОМПАСом ознакомиться вплотную, и делать это не в ущерб работе.

Уверен, что в недалеком будущем и «другим популярным САПР» придется вновь научиться читать файлы других форматов. Непременно это будет формат *.c3d, возможно, также и *.m3d, *.a3d, но *.c3d — однозначно.

Неприятные «неожиданности»

Удалось ли разработчикам уберечь пользователей от неприятных сюрпризов? Абсолютно уверен, что многие пользователи КОМПАС­3D v17 столкнутся с какими­либо проблемами работы самого ПО либо взаимодействия ПО и операционной системы или же другого софта, установленного на компьютере. Я не хочу идеализировать КОМПАС­3D с индексом 17, не хочу и наговаривать на него. Лишь хочу заметить, что не зря говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает. На мой взгляд, действительно, важно выявлять ошибки, анализировать их и ликвидировать на всех стадиях развития продукта или его проектирования — в данном случае проектирования и развития САПР. Компания АСКОН недавно публично рассказала о том, как идет тестирование нового продукта, какие виды тестирования применяются, какие специалисты задействованы, какие меры предпринимаются для решения проблем и устранения тех или иных недоработок. Вдвойне приятно, что разработчики не боятся говорить о проблемах открыто!

Слово разработчикам

Работа с сетевыми ресурсами

В v17 значительно сократились задержки при переключении между вкладками документов КОМПАС или при возвращении в окно КОМПАС из другого приложения. Эффект особенно заметен при работе с относительно большими сборками. Это заслуга наших программистов, которые смогли реализовать слежение за файлами в отдельном потоке. Когда мы работаем с сетевым ресурсом, другие пользователи могут тоже использовать нашу сборку, поэтому при активации вкладки нужно понять, актуальна ли сборка в данный момент. Раньше сначала велась проверка на актуальность, и только после этого мы получали возможность работать. Сейчас проверка выполняется в фоновом потоке. Нет временного лага от активации до возможности работы.

Алексей Никонов, инженер­аналитик

По своему опыту скажу, что ошибки легче выявить в процессе работы с инструментом. Я уже писал о некорректном взаимодействии КОМПАС­3D v16, Windows 10 и графической карты NVIDIA Quadro — очевидной проблеме, с которой буквально после установки ПО столкнулись многие пользователи и которая, к счастью, достаточно быстро была устранена за счет обновления драйверов видеокарты на сайте поставщика.

Рис. 24

Итак, проблема, которую мне удалось обнаружить на этот раз, — некорректное построение линий гиба на развертках в чертежах моделей, полученных как зеркальное отражение деталей на основании инструментов листового моделирования. Преувеличивать значимость этой ошибки не стану, но не стану и отрицать, что она имеет место быть в КОМПАС­3D v16.1 и сейчас. Поясню, что отношу ее к малозначимым, так как развертка у базового и зеркального исполнений все равно одна и та же, и на чертеже изображается именно развертка базового исполнения, а приводить и образмеривать развертку зеркального исполнения необязательно. Была ли ликвидирована эта проблема с развитием системы или перекочевала в новую версию? Посмотрим на рис. 25.

Рис. 25

Да, она была устранена, что не может не радовать меня как пользователя. К сожалению, не знаю, как именно была выявлена эта ошибка и что способствовало ее устранению — замечания пользователей и обращения в техподдержку, или же она стала результатом внутреннего тщательного тестирования АСКОН. Главное — сейчас ее нет.

Родственные инструменты

АСКОН является разработчиком и поставщиком разнообразных и разноплановых решений. Для меня больший интерес представляют именно приложения для работы с 3D­моделями. Сюда относятся, конечно же, сам КОМПАС­3D, Renga Architecture, а также мобильные приложения SubDivFormer и КОМПАС:24 (а в определенной мере — игра Machinator). Стали ли приложения АСКОН роднее друг для друга с выходом новой версии? Посмотрим, как происходит обмен моделями между приложениями, а также коснемся вопросов интерфейса и общего стилевого оформления, его развития.

Модели КОМПАС­3D v17 могут быть переданы в систему архитектурного проектирования Renga Architecture через родной для обеих САПР формат ядра *.c3d, а также через *.stl. К сожалению, *.c3d на данный момент обеспечивает только одностороннюю передачу файлов для КОМПАС.

Описанная выше возможность чтения *.stl также позволяет открывать файлы, созданные в приложении для трехмерного проектирования внешнего облика предметов, изделий, объектов произвольной формы на мобильных устройствах SubDivFormer. Передача моделей в мобильное приложение для просмотра 3D­моделей КОМПАС:24 и игры Machinator происходит, как и раньше, через собственные форматы КОМПАС. В плане взаимодействия КОМПАС­3D для ПК и для мобильного приложения отмечу удобство использования в качестве связующего элемента dropbox — это позволяет в любой момент открыть, просмотреть или показать кому­либо модели и чертежи непосредственно из рабочей директории. Что касается стилевого оформления указанных выше приложений, то их все роднят спокойные серые тона. А из интерфейса КОМПАС:24 КОМПАС­3D v17 даже позаимствовал некоторые элементы управления. Например, свойственный для всех мобильных приложений переключатель. Кроме того, некоторые элементы Дерева модели, управление видимостью — показать/скрыть — перешли из мобильного приложения (рис. 26).

Рис. 26

Тут, думаю, к месту будет вспомнить, что и функция динамического сечения также была реализована в мобильном приложении раньше, чем в КОМПАС­3D для проектирования.

Пополнение функционала за счет сотрудничества российских САПР­разработчиков

Компанию АСКОН и КОМПАС­3D в Интернете часто ругают за относительно небольшое число специализированных приложений, интегрируемых или тесно взаимодействующих с КОМПАС­3D. Действительно, глупо отрицать, что у западных компаний­разработчиков сильнее, чем у российских, развита интеграция с партнерами по ИТ­отрасли с целью совместного продвижения продуктов и решения большего числа задач. Впрочем, далеко не во всех случаях интеграция приложений является глубокой. Иногда она ограничивается кнопкой передачи данных в другое приложение и совместными презентациями. Поэтому взаимодействие через формат *.step здесь является вполне успешной и равнозначной альтернативой. Одна из серий подобных интеграций — «дружба» с приложениями для подготовки производства, различными пакетами CAM.

Говорят, один в поле не воин. Поэтому настолько логично и целесообразно, с моей точки зрения, объединение российских вендоров вокруг одной общей цели: развития — как индивидуального, так и совместного. Сотрудничество разработчиков инженерного софта вылилось не только в усиление интеграционных процессов, но и в основание одноименного форума «РазвИТие. Российские технологии для инженеров», который объединяет тех, кто создает отечественные программные продукты, и тех, кто их использует. Организаторами форума и независимого консорциума разработчиков выступили АСКОН, НТЦ «АПМ», ТЕСИС, ADEM и «Эремекс».

Рис. 27

Рис. 28

Я побывал на форуме в 2016 году и постарался посетить как можно больше секций «по интересам», чтобы составить представление о том, чего ожидать от разработчиков инженерного софта в ближайшее время (рис. 27). Позволю себе анонс — точнее, репродукцию анонса от компании ТЕСИС: на форуме была представлена альфа­версия приложения для анализа гидродинамики в КОМПАС­3D — KompasFlow. И хотя в соседней аудитории команда АСКОН во всю уже демонстрировала обновленную 17­ю версию, работа по написанию прикладного приложения для газогидродинамики велась еще в 16­й версии. Но специалисты сразу оговорились, что интеграция с новым интерфейсом проблем не вызовет. Была высказана озабоченность, удастся ли будущему приложению найти своих полноценных пользователей и сделать его действительно востребованным, реализовав оптимальное соотношение функциональности и цены. Сроки выхода приложения не оглашались, но я надеюсь, что оно станет еще одной новинкой КОМПАС­3D v17 и в значительной мере усилит его функционал.

***

Предыдущие поколения конструкторов проектировали вообще без применения САПР очень сложные изделия, объекты, заводы, создавая ту промышленную мощь государства (а затем и государств), которая, к счастью, не совсем утрачена. В этом плане конструкторы нашего времени обладают более серьезными инструментами проектирования, которые предоставляют широкие возможности. При этом они умеют принимать решения, ограничиваясь лишь карандашом.

В развитие этой темы напомню, какими же еще повседневными инструментами были вооружены конструкторы в Советском Союзе: это наборы циркулей, измерителей, рейсфедеров и прочего — у меня дома сохранились такие инструменты (рис. 28).

Одним из производителей таких наборов был московский завод «Готовальня». Лично мне приятно осознавать, что и сегодня, спустя десятилетия, ИТ­инструменты для инженеров, конструкторов — инструменты совершенно иного уровня — по­прежнему разрабатываются и развиваются в России, являются востребованными и весьма популярными. Многие возразят, мол, чем разрабатывать свой — лучше купить импортный, более функциональный и известный в зарубежных странах. Но зачем тогда вообще покупать инструмент — купить сразу готовый продукт еще проще. Надолго ли и у каждого ли хватит возможностей «покупать»?

К сожалению, с моей личной точки зрения, на территории постсоветского пространства создание и развитие чего­либо нового, своего все чаще происходит не «благодаря», а «вопреки». Надеюсь, так будет не всегда, а развиваться и производить вновь станет модно и престижно. На этом я завершаю свои наблюдения о развитии КОМПАС­3D на отрезке пути от v16 до v17. Надеюсь, в работе КОМПАС­3D v17 покажет себя эффективнее предыдущей версии и позволит своим пользователям интенсивнее развиваться в области проектирования.

sapr.ru

«АСКОН выпустил КОМПАС-3D v17 с новым интерфейсом» в блоге «Информационные технологии»

АСКОН объявляет о выходе КОМПАС-3D v17 — версии, которая позволит повысить скорость работы инженера на 20%. Кардинально измененные интерфейс и логика работы в системе, новые и словно заново родившиеся команды, бесшовно интегрированные в интерфейс КОМПАС-3D приложения, еще более свободный импорт и экспорт моделей… В общем, проектируйте и получайте удовольствие!

В новой версии максимум пространства отведено моделированию и минимум — самому интерфейсу. Теперь инструменты КОМПАС-3D будут под рукой там, где это удобно. Команда КОМПАС сделала все, чтобы инженер, работая над своей задачей, не отвлекался от идеи на кнопки и переключатели, а был сконцентрирован на объекте, над которым трудится — будь то большая сборка, отдельная деталь, чертеж, спецификация или просто текстовый документ. Внимание пользователя в КОМПАС-3D v17 приковано именно к тому, что он создает, а не к кнопкам, которые для этого необходимы.

Интерфейс v17 учитывает условия многочасовой работы инженеров — запас контрастности позволяет работать при разном освещении, не напрягая зрение; а также специфику современных широкоформатных мониторов и даже смысловую нагрузку цветов — теперь пользователи могут выбирать 16 комбинаций цветовых схем в темной и светлой вариациях.

КОМПАС-3D v17 — это конкурентоспособная по функционалу и эргономике система проектирования мирового уровня. Например, в новой версии реализована актуальная для многих инженеров поддержка многомониторной работы — одновременно можно работать со сборкой и спецификацией, деталью и чертежом. Еще v17 умеет «подхватывать» лицензию на лету при потере связи с сервером лицензии или случайном изъятии физического ключа. Существенно увеличилась производительность системы при работе с насыщенными чертежами: перестраивается только видимая область чертежа, все остальное остается за кадром. Появилась удобная возможность свободного перемещения компонентов в сборке, не зафиксированных сопряжениями, без вызова каких-либо команд — как говорится, бери и тащи!

Само собой, не остались без новинок и приложения. Валы и механические передачи 3D позволяют создавать реалистичную резьбу, а в Оборудование:Металлоконструкции максимально автоматизирован процесс подготовки документации на спроектированную конструкцию. Кроме того, прямо внутри среды КОМПАС-3D появились и новые приложения! КОМПАС-Эксперт предназначен для автоматической проверки документов по заданным типам тестов на соответствие стандартам оформления, ограничительным перечням предприятия и правилам работы в КОМПАС-3D — реализовано уже более 80 проверок и их число растет. Еще одна новинка — приложение для проведения расчетов и построения чертежей и моделей часовых передач «Валы и механические передачи 3D. Часовые механизмы».

Новый интерфейс и мощь функционала версии уже получили признание пользователей. 1500 человек смогли оценить преимущества КОМПАС-3D v17 в ходе бета-тестирования. Кроме того, более 600 предприятий поверили в новую версию еще на стадии ее разработки и оформили предзаказ v17 в рамках опережающего обновления.

Ссылка, для желающих попробовать:

 http://kompas.ru/kompas-3d/download/ 

sdelanounas.ru

Комар носа не подточит: итоги бета-тестирования КОМПАС-3D v17

КОМПАС-3D v17 вот-вот выйдет в свет, ждать осталось недолго. И если новенький гаджет радостнее держать в руках, когда знаешь, что ты первый пользователь и первый владелец, то новая версия КОМПАСа тем надежнее и приятнее, чем больше специалистов ее протестировало. Мы уже рассказали, какие испытания прошла v17 внутри АСКОН, а теперь настала пора озвучить итоги бета-тестирования КОМПАС-3D v17!

В бета-тестировании КОМПАС-3D v17 приняли участие 1528 человек. В общей сложности герои-испытатели направили разработчикам 723 запроса, 226 из которых были занесены в базу предложений, 103 классифицированы как ошибка и, разумеется, исправлены, остальные были связаны с уточнением информации и получением технической поддержки. Команда КОМПАС-3D благодарна всем бета-тестерам за активность, потраченное время и силы и, конечно, азарт. Наши бета-тестеры — лучшие в мире, тестируют на совесть!

Анна Соколова, инженер по технической поддержке: «Как сказал один из бета-тестеров, «КОМПАС v17 мало кого оставит равнодушным». Что ж, бета-тстирование это доказало. Пользователи проявили огромный интерес к новой версии КОМПАС – запросов по v17 Beta оказалось в два раза больше, чем было по V16 Beta. Вполне закономерно, что внимание участников тестирования было приковано, главным образом, к интерфейсу версии. Восторженные отзывы были уравновешены весьма полезными предложениями по улучшению и повышению удобства интерфейса. Кроме того, пользователи оценивали КОМПАС-3D v17 и с прагматической стороны, анализировали возможности версии как главного рабочего инструменты: активно тестировали функционал, обращали внимание на производительность».

Но всегда есть те, кто разбирает версию по полочкам тщательнее других, кто щедро делится идеями по развитию функционала, кто зрит в корень внимательнее коллег. По итогам тестирования команда КОМПАС-3D выбрала авторов интересных и содержательных отзывов о функционале и работоспособности версии. Итак, лучшими бета-тестерами КОМПАС-3D v17 стали:

  • Василий Дениско, ЧП «Энергомаш» (Полтава): лучший бета-тестер КОМПАС-3D V14 и КОМПАС-3D V16;
  • Дмитрий Минин, ХГСЦ «СТЭМ» (Харьков): лучший бета-тестер КОМПАС-3D V14 и КОМПАС-3D V15;
  • Владимир Смолин (Барнаул): лучший бета-тестер КОМПАС-3D V16;
  • Вадимир Шурыгин, АО «ГНЦ НИИАР» (Димитровград).

Василий Дениско: «Бета-тестирование — процесс творческий и требующий свободного времени. Здесь нет готовых «рецептов» по нахождению ошибок, ускользнувших от разработчиков. Некоторые «баги» перемещаются из версии в версию:

Другие обнаруживаются случайно:

Иногда ошибки появлялись при открытии моделей, созданных в более ранних версиях:

Думаю, у многих бета-тестеров между выходами новых версий пополняется своя база зафиксированных за время работы ошибок и предложений.

Видно, что была проведена большая работа коллектива над программным продуктом: новый пользовательский дизайн v17, ориентированный на широкоформатные мониторы, интеграция режимов работы, «умное создание», зацикленные процессы, сглаживание в 3D и многое другое. Радует то, что программа продолжает свое развитие. С другой стороны, как быть пользователям с небольшой диагональю монитора? Как быть тем, кто десятилетие «крутил» 3D-модель нажатым колесом мышки и имел возможность настраивать и располагать панели инструментов так, как ему удобно?

Сейчас отсутствует возможность иметь в одном рабочем окне панели инструментов из разных инструментальных наборов. Например: инструменты эскиза, твердотельного моделирования и моделирования металлоконструкций, а постоянное переключение инструментальных наборов сводит на нет всю выгоду от измененного интерфейса.

Правда, на форуме высказывалось иное мнение: «Отказ от панелей вызван исключительно их неудобством и устареванием». Думаю, многие пользователи согласятся, что это спорный вопрос, требующий дополнительного общественного обсуждения. Программный продукт выпускается не для отдела аналитики, поэтому конечные потребители вправе «перекраивать» интерфейс по своим предпочтениям.

На мой взгляд, правильно сказал Голованев Валерий Александрович, разработчик приложений для КОМПАС-3D: «Уменьшение кликов не должно стать самоцелью. Это может стать следствием общей тенденции по повышению интуитивности, понятности, информативности и т д. Т.е. действительно всего того, что упростит работу конструктора».

Зачем я вообще участвую в бета-тестировании КОМПАСа? Хороший вопрос… А кто же тогда? Мы все делаем общее дело по улучшению программы, которой сами же потом пользуемся. Всегда удивляют любители ругать КОМПАС на разный лад, высказывая различные пожелания. Например: «Хочу такую штуку как в N-ом программном продукте». Господа! Давайте дружно к выходу v18 все пожелания оформим в письменном виде в техническую поддержку».

Дмитрий Минин: «Компания АСКОН задолго до бета-тестирования стала подогревать интерес пользователей к 17-й версии. Прежде всего это касалось интерфейса, соответственно, к нему и был наибольший интерес. Первая сборка немного разочаровала своим внешним видом, но следующая уже пришлась по вкусу цветовой гаммой. Внешний вид — это единственное, что пока удалось оценить: заявленное улучшение эргономичности объективно оценить сложно, к любым новшествам необходимо привыкнуть. Ведь увидеть — это одно, но руки-то «помнят» другой интерфейс, который довольно долго не претерпевал существенных изменений.

В настоящее время моя работа не связана с КОМПАСом, но за выходом новых версий я слежу, чтобы не отставать от прогресса. И бета-тестирование для этой цели подходит лучше всего. При работе в разных системах складывается некое представление о чем-то, если не идеальном, то хотя бы о том, к чему хотелось бы стремиться и этим, естественно, хочется поделиться.

Для тестирования я выбирал любопытные задания из учебников либо просто интересные мне самому модели, которых на форуме достаточное количество. Занимался этим в свободное от основной работы время. Выход новой версии ожидаю с нетерпением, так как, если честно, не все успел «пощупать» из того, что хотелось.»

Владимир Смолин: «В части внешнего вида ожидания совпали с увиденным. Да, действительно, интерфейс серо-черный 🙂 Или, вернее, 🙁 Но это на вкус и цвет. Над «лентой», как и ожидалось, нужно было еще поработать. Количество нажатий где-то сократилось, где-то увеличилось.

Читая новости и анонс функционала, я думал, что в 17-ой версии будет выдавливание/вырезание телом. Не нашел. Как мне позже подтвердил Игорь Волокитин, менеджер по продукту КОМПАС, в ядре эта возможность реализована, но пока отложена на потом — в v17 ее не будет (это стандартная практика: сначала закладываются математические основы, задел в геометрическом ядре, а затем уже функциональность обретает «лицо» в КОМПАС — прим. редакции). Если говорить про дискомфорт при переходе с V16 на v17 и обратно, то поначалу, конечно, было приятно возвращаться в старую версию, ведь все-таки она тебе хорошо знакома, работать с ней привычнее, всё (почти всё!) отлажено разработчиком. Файлы, созданные в предыдущих версиях, я не открывал.

До создания полноценного проекта у меня руки не дошли. Раз тут полностью всё переделали, то сначала и просится на проверку оболочка. Вот по ней я и высказывался, разбавляя размышления об интерфейсе указаниями на ошибки, в том числе найденные в v16 Home. Но без проекта, конечно, оценить прирост производительности труда сложно.

Вообще же участие в тестировании в этом году совершенно не вписывалось в мои планы. Личные дела не давали плотно заняться КОМПАСом. Возможность испытывать программу на домашнем ноутбуке была только ночью, когда дети в конце концов ложились спать Поэтому мой вклад в тестирование v17 гораздо меньше, чем это было с 16-ой версией. И все же оказаться в числе лучших бета-тестеров… Для меня это стало полной неожиданностью.

Я участвую в тестировании для того, чтобы отечественную САПР сделать лучше. Но это не главное. Интереснее швырнуть КОМПАС на растерзание моему перфекционизму!

Я не столько жду официальной премьеры версии, сколько исправления конкретных ошибок. Например, исправления неисчезающей красной галочки в дереве модели после перестроения сборки, содержащей несколько уровней подсборок. Желаю всему коллективу АСКОН здоровья, успехов и процветания!»


Победители испытаний получат от АСКОН заслуженные награды. Создатели КОМПАС-3D и приложений благодарят всех, кто не побоялся встретиться один на один с новой версией и кто помог ей стать лучше. Скоро оценить возможности КОМПАС-3D v17 смогут все пользователи! Следите за новостями.

ascon.ru

19 Компас 3D v17 Часть 4

Как дети накануне Нового года предвкушают момент, когда наконец можно будет исследовать лежащие под елкой подарки, так пользователи КОМПАС-3D с нетерпением ждут выхода v17. Вот мы и подумали, а почему бы в преддверии премьеры не попроказничать и не поискать «подарки» в родительских тайниках? И отправились за инсайдерскими подробностями выхода v17 в Коломну, центр разработки КОМПАС-3D.
Визит в святая святых КОМПАС-3D оказался приурочен к Дню 3D-специалиста, который ИТ-сообщество неофициально, но с радостью отмечает 3 декабря. Наши собеседники, 3D-специалисты самого разного профиля, рассказали о важных нюансах, которые и делают КОМПАС-3D v17 революционным.

Интерфейс КОМПАС-3D v17 удивит даже бета-тестеров

Интересный факт. Поиск по командам не только найдет нужную команду, но и запустит ее.

Три подхода к эргономике

Интересный факт. Нажав в режиме моделирования на инструмент Автолиния, пользователь сразу запускает процесс создания эскиза: указываем базовую плоскость и начинаем строить отрезок. Кажется, всего на одно нажатие меньше, чем в 16-ой версии, но такие действия конструктор выполняет в течение дня очень часто — в итоге экономия существенная.
Немного эскиза в моделировании Немного моделирования в эскизе Умное создание
Подпроцесс эскиза запущен из выдавливания

Отрисовка 2D и 3D

Интересный факт. Появилось сглаживание изображения в 3D. Особенно это будет заметно на протяженных объектах, например, трубопроводах. У объектов, расположенных в пространстве под углом, при отрисовке появляется «лесенка» на ребрах, граница смотрится четко, но неестественно, «пикселит». Посмотрите, как выглядит одна и та же 3D-модель в V16 и в v17 при включенном сглаживании.
Сглаживание: слева v17 с включенным сглаживанием, справа V16

Получение документации в приложении Оборудование: Металлоконструкции и не только

Интересный факт. Возможность получения ассоциативных чертежей по телам появилась не только в приложении Оборудование: Металлоконструкции, но и в базовом функционале. Даже те пользователи, которые не работают с приложением, но строят объекты телами в сборке, теперь тоже могут получить чертежи — функция протянута в базовый функционал КОМПАС-3D. В v17 необязательно создавать компоненты, можно моделировать телами и получать с этих тел ассоциативный комплект документации, минуя лишний этап.

Новый продукт: система проверки документов

Интересный факт. Система умеет проверять и 3D-модели — на технологичность, на соответствие требованиям ГОСТ «Электронная модель изделия».

Форматы STEP 242 и JT

Надеемся, вместе с разработчиками мы смогли скрасить вам предпремьерное ожидание! Принять участие в бета-тестировании КОМАС-3D v17 можно до 31 декабря (вот как это сделать!). Выход версии запланирован на весну 2017 года.

Ссылка на оригинал статьи КОМПАС-3D v17: всё тайное становится явным

vinn76.blogspot.com

КОМПАС-3D V17 интерфейс хуже? | САПР Блог

КОМПАС-3D V17 интерфейс хуже?

23 ноября, 2017   Просмотров: 1 830

Я подготовил новое видео, в котором рассмотрим основные  элементы интерфейса КОМПАС-3D V17 и сравним с интерфейсом КОМПАС-3D V16.


Главное окно системы КОМПАС-3D V16

Главное окно системы КОМПАС-3D V17

1 — Главное меню

2 — Строка закладок документов

3 — Инструментальная область (на рисунке обведена рамкой):

4 — Строка поиска команд

5 — Панель быстрого доступа

6 — Панель управления (активна панель Дерева построения)

7 — Графическая область документа

8 — Элемент управления ориентацией

 

Подробности смотрите в видео.

 

Подпишитесь на мой YouTube канал >>>

 

Поделиться «КОМПАС-3D V17 интерфейс хуже?»

Загрузка… Опубликовано в рубрике Уроки КОМПАС-3D Метки: mind, аскон, видеоуроки, книга, компас, компас-3d, курсы, модель, обучение, размер, расчеты., руководство, саляхутдинов роман, самоучитель, сапр, сечение, скачать, уроки, чертеж Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

saprblog.ru

alexxlab

leave a Comment