Как построить автозвук. Просто о главном. — DRIVE2
Опять здравствуйте. Предлагаю материал, который я нарыл на просторах интернета (несколько на мой взгляд очень интересных статей от профессионалов) и сгруппировал в одну небольшую кучку (опять для себя же).
1. Кроссоверы.
Кроссоверы – это устройства в звуковых системах, которые создают нужные рабочие частотные диапазоны для динамиков. Динамики сконструированы таким образом, чтобы работать в определённом частотном диапазоне. Они не приемлют частоты, не входящие в эти рамки. Если на ВЧ-динамик (твитер) подать низкую частоту, то звуковая картина испортится, а если сигнал при этом будет еще и мощный, то твитер «сгорит». ВЧ-динамики должны работать только с высокими частотами, НЧ-динамики должны получать от общего звукового сигнала только низкочастотный диапазон. Оставшаяся средняя полоса должна достаться НЧ-динамикам (мидвуферам).
Задача кроссоверов – разделение звукового сигнала на нужные (оптимальные) частотные полосы для соответствующих типов динамиков.
Порядок чувствительности – это отношение интенсивности выходного сигнала (dB) кроссовера к частоте входного сигнала при условии, что интенсивность входного сигнала постоянна. Обычно чувствительность (крутизну среза) харрактеризуют как отношение dB/октава. Кроссовер первого порядка имеет чувствительность 6 dB на актаву. Соответственно, второго порядка – 12dB/октава.
Кроссоверы первого порядка – это простейший пассивный кроссовер, который состоит из одного конденсатора и одной катушки индуктивности. Конденсатор работает как high-pass фильтр для защиты твитера от ненужных СЧ и НЧ. Катушка используется как low-pass фильтр. Чувствительность таких кроссоверов низкая – всего 6 dB/октава. Положительная черта – отсутствие фазового сдвига между твитером и другим динамиком.
Кроссоверы второго порядка состоят из 1 конденсатора и 1 катушки на твитере и 1 конденсатора и 1 катушки на низкочастотном динамике. Они обладают более высокой чуствительностью, равной 12 dB/октава, но дают фазовый сдвиг в 180 градусов, что означает несинхронный ход мембран твитера и другого динамика. Для устранения этой проблемы необходимо поменять полярность подключения проводов на твитере.
Кроссоверы третьего порядка. У таких кроссоверов на твитере ставится 1 катушка и 2 конденсатора, тогда как на динамике низкой частоты наоборот. Чувствительность кроссоверов равна 18 dB/октава. Негативная черта таких кроссоверов – неприемлемость использования временных задержек для устранения проблем, связанных с динамиками не излучающими на одной и той же вертикальной плоскости.
Если два одинаковых динамика излучают звуковые волны в противоположной фаза (фазовый сдвиг 180 градусов), то происходит ослабление звука. Проблема устраняется изменением полярности на одном из динамиков.
Когда акустическая система состоит из разных динамиков, работающих в различных диапазонах (твитер и мидвуфер), то устранение фазового сдвига не всегда решается простой сменой + на — . Длина волны твитера короче, чем мидвуфера. Поэтому фронт высокочастотной волны может достигнуть слушателя позже (раньше) фронта среднечастотной (низкочастотной) волны. Эта временная задержка является следствием фазового сдвига. Оптимизировать звуковую картину в данном случае можно путём физического выравнивания двух динамиков относительно друг друга в вертикальной плоскости до момента улучшения звуковой картины. К примеру, при частоте волны 1000 Гц временная задержка в 1 мсек устраняется сдвигом динамиков друг относительно друга на 30 см.
Рассчитать фильтры (кроссоверы) при самостоятельном их изготовлении можно по этой ссылке.
2. Виды акустики.
Сначала нужно определиться с видом акустики, который вам необходим. Существуют два типа:
Коаксиальная акустика
представляет собой сложную конструкцию из нескольких динамиков расположенных на корпусе основного динамика. Обычно это 1-3 высокочастотных динамика на одном низкочастотном. Плюсы у такой акустики в том, что она занимает мало места при установке и имеет относительно невысокую стоимость. Такое бюджетное исполнение приводит и к минусам. Так как динамики разных частот собраны в одном месте и нет возможности настроить взаимное расположение динамических головок, то на высокое качество звучания рассчитывать не приходится.
– это набор из нескольких отдельно расположенных динамиков (компонентов) и кроссовера. Количество динамиков обычно не меньше двух, но для более полной достоверности звучания может достигать и 4-5-ти на канал. Плюсом этой акустики является то, что есть возможность выбора места установки под конкретный динамик. Можно установить и дополнительные динамики кроме тех, что идут в комплекте и выбрать подходящий кроссовер. Естественно, что при такой комплектации повышается суммарная мощность всей системы.
Виды динамиков.
Прежде чем говорить о выборе акустической системы, поговорим о том, из чего она состоит – о динамиках, о том какие бывают и чем отличаются.
Существуют динамики, воспроизводящие низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный диапазоны. В определенной комбинации они составляют многополосную акустическую систему – двух — трехполосную и более. В двух полосной системе присутствуют низкочастотный и высокочастотный динамики, в трех полосной – низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный динамики. Обычно для полноценного качественного воспроизведения достаточно и двух полосной системы, но если позволяет объем корпуса автомобиля и вашего кошелька, тогда стоит задуматься и об установке в машину полного комплекта из ниже перечисленных динамиков.
Среднечастотный динамик – или mid-range, воспроизводит частоты от 250-350Гц до 6000-7000Гц. Его чувствительность обычно составляет 89-93дБ.
Особенности средних частот.
По информационной нагрузке СЧ-диапазон является самым важным. Даже при отсутствии ВЧ- и НЧ-излучателей вы все равно сможете различить звучание скрипки и рояля, мужской голос и женский и т.д., поэтому к качеству воспроизведения СЧ предъявляются самые высокие требования. К среднечастотным громкоговорителям относятся головки с диапазоном воспроизводимых частот, лежащим в пределах от 200 Гц до примерно 6 кГц, то есть не более 4-5 октав.
Так, купольные диффузоры по сравнению с конусными имеют меньше интермодуляционных искажений и менее зависящую от частоты диаграмму направленности, но при этом диапазон воспроизводимых частот у них, особенно в низкочастотной области, небольшой и обычно начинается с 800-1000 Гц, что не всегда удобно при настройке. С конусными головками другие проблемы: требуется организовать корпус определенного объема, да и по габаритам он, как правило, больше. А если не хочется ломать голову над размером конусной головки, то можно остановиться на «золотой середине» — 10 см.
Высокочастотный динамик – tweeter, часто именуемый «пищалка» способен воспроизвести частоты в диапазоне от 1500-2500Гц до 20000-30000Гц. Чувствительность – 90-93дБ.
Кроме перечисленных существуют и динамики, воспроизводящие несколько меньшие диапазоны частот — сабвуфер и мид-бас.
Сабвуфер (subwoofer) это низкие басы, воспроизводит частоты в диапазоне от 20-30Гц до 400-600Гц. Обычно размер динамика составляет 250-300 мм в диаметре. Чувствительность 91-93дБ.
Мид-бас (Mid-Bass), представляет собой среднечастотный динамик с несколько зауженной полосой воспроизведения, от 200-400Гц до 3000-4000Гц. И размером порядка 125-200мм.
Широкополосные динамики . Это самый простой вид акустики, когда один динамик воспроизводит весь диапазон частот от 40-50Гц до 18000-20000Гц. Чувствительность может достигать 96-98дБ. Размер от 150мм до 250мм.
Особое внимание при этом обратите на следующие параметры:
sensivity (чувствительность)
Fs (резонансная частота). Низкое значение Fs обеспечивает глубокие басы. Наиболее оптимальным для мидбаса является значение 60 — 75 Fs.
Qts (общая добротность). Колонки для размещения в дверях желательно подбирать с максимальным значением Qts. Значение на уровне 0,4 — 0,6 не обеспечит хорошего качества звука. Для этих колонок потребуется закрытый ящик объемом 5 — 11 литров.
Тем, кто не имеет большого опыта в установке автомобильной акустики, мастера советуют отказаться от распространенного мнения, что на качество звука сильно влияют провода, идущие к динамикам от магнитолы. Если у вас не установлена аппаратура высшего класса, вы не заметите разницы, поэтому нет смысла заменять штатные кабели. Да и заметить разницу в звучании смогут только редкие ценители музыки. Специальные провода понадобятся только в случае установки усилителя, при этом тоже не обязательно покупать самые дорогие «жилы».
3. Теперь рассмотрим возможные места установки акустики в салоне автомобиля поподробнее.
Динамики средней и высокой частоты рекомендуется ставить в передней части салона. Оптимальный выбор — установка колонок в передние двери автомобиля. По словам автолюбителей, устанавливать акустику назад равнозначно тому, что слушать группу спиной к сцене.
В передних дверях обычно располагают низкочастотные и среднечастотные динамики.
Этот тип установки следует разбить на два подтипа. Первый, когда СЧ-динамик устанавливается рядом с НЧ/СЧ-головкой — как правило, чуть выше ее и с разворотом на слушателя. Такая комбинация используется в тех случаях, когда большеразмерный НЧ/СЧ-динамик (16 см и более) при установке в нижней части двери плохо воспроизводит верхнюю середину. Второй вариант: СЧ-динамик устанавливается в верхней части двери и, опять же, с доворотом на слушателя. Основное достоинство установки СЧ-компонентов в дверь — близость расположение к другим излучателям звука, что позволяет лучше согласовать и частоты разделения, и уровни. Однако из-за близкого расположения к слушателю и большого различия расстояний от слушателя до левого и правого каналов, без применения специальных мер могут возникнуть сложности с настройкой однородности звуковой сцены.
При установке динамиков в дверях, следует учесть, что материал, из которого изготовлена дверь, будет вибрировать при воспроизведении звука, вызывая нежелательные резонансы и призвуки. Поэтому двери изнутри желательно обработать специальными виброзвукоизоляционными материалами.
Устанавливая низкочастотные динамики в приборную панель, нужно учитывать, что сама панель не герметична и возможно возникновение акустически короткого замыкания. Чтобы этого избежать, следует каждый басовик поместить в специально сделанный корпус, оклеенный внутри войлоком. Минусом здесь может быть сравнительно небольшая приборная панель в некоторых моделях авто, в результате добиться хорошего баса будет довольно трудно. Располагая басовики под сидением можно получить вполне качественное обволакивающее звучание мягкого баса.
Для поклонников глубокого звука, подойдет мидбас с диагональю 16 — 17 см (6 — 6,5 дюйма). Небольшие колонки не обеспечат таких басов. Полную информацию об автомобильной акустике можно найти в инструкции, которая обязательно к ней прилагается.
Для получения качественного звука в машине достаточно хороших фронтовых динамиков и «пищалок» на передней стойке кузова. Подключать их необходимо возможно ближе к мидбасу. Многие устанавливают высокочастотники около зеркал или же на нижней части стойки кузова. Направлять «пищалки» можно в сторону лобового стекла или внутрь салона. Наилучший вариант лучше всего определить на слух.
При выборе компонентной акустики вы также должны продумать и расположение тыловых динамиков, создающих пространственную иллюзию музыки. Не стоит располагать полноразмерную мощную акустику сзади, достаточно будет установить два широкополосных динамика. Достоверность звучания достигается правильной установкой акустики, и поэтому тыловые системы не должны воспроизводить верхние частоты, а только низкие и средние. Общий уровень тыловых систем должен быть уменьшен на 18-24дБ по сравнению с фронтальным уровнем и собственно, быть добавкой к нему.
В задней части кузова лучше располагать только сабвуфер. Это не повлияет на качество звука, так как человек не ощущает направление звуков низкой частоты.
В мире автозвука есть несколько заблуждений, усиленно продвигаемых не очень опытными, но очень активными людьми:
Самое часто встречаемое заключается в том, что углами установки можно «поймать» сцену. Но это не так. Изменяя угол установки динамиков можно подкорректировать тональный баланс, частично устранить привязку, вызванную собственными проблемами излучателя, или подправить АЧХ в районе раздела между излучателями, но никак не фазовые характеристики, которые влияют на построение сцены. Единственное исключение – разворот динамика для работы на отражение. В таком случае, благодаря изменению времени прохождения звуковой волны от излучателя до слушателя можно довольно сильно скомпенсировать разность расстояния от слушателя левой или правой стороны. Но такая практика может сильно повлиять на тональную точность и детальность системы в худшую сторону.
Еще одно заблуждение: чем выше стоЯт динамики, тем выше получается сцена. Это тоже не совсем так. Выше сцена получается на некоторых частотах при наличии каких-либо привязок к излучателям (довольно частая ошибка). Но этот эффект нестабилен, и на разных частотах высота краев может падать до самого низко расположенного динамика. В качественно спроектированных, установленных и настроенных системах этот эффект сведен к минимуму, высота стабильна от края к центру и находится на уровне горизонта вне зависимости от физического расположения излучателей. В таких системах инсталляторы стараются установить излучатели как можно выше не для получения высокой сцены, а для уменьшения влияния переотражений от нижней части салона (ниш для ног, центрального тоннеля и др.).
Третье заблуждение – чем дороже динамик, тем меньше требуется усилий по его установке для получения хорошего результата. На практике результат в большей степени зависит от кечества установки аудиосистемы, чем от стоимости компонентов. Связано это с тем, что неправильная установка акустики сводит технологические преимущества динамиков на нет. Любой динамик необходимо «раскрывать» качественной установкой. И чем выше уровень «железа», тем, экономически, более оправданы усилия, вложенные в его инсталляцию. Таким образом приобретая дорогостоящую акустику, задумайтесь о том, кому доверить ее установку!
Четвертое, и довольно часто встречающееся, заблуждение, состоит в том, что, якобы, в процессорных системах, в отличии от беспроцессорных, не так важно как установлены динамики, что все можно поправить средствами процессора. Поправить то можно, но далеко не все. Чем больше проблем устранены установкой, тем меньше придется вносить в звук искажений, являющихся неотъемлемой частью любой цифровой обработки. Особенно это касается чрезмерного применения средств частотной коррекции, проще говоря «эквалайзера». Всегда лучше устранить причину, чем бороться с последствиями.
4. Настройка звука с усилителями мощности.
Начинаем мы ее с того что на магнитоле все сбрасываем. Все настройки звука должны быть заводскими и стоять на нуле.
Далее на усилителе есть регуляторы и переключатели:
Трёх контактный переключатель HPF — FULL – LPF, у четырехканального усилителя их два. Для акустики его надо ставить в положение HPF, чтобы отделить совсем низкие частоты которые динамики не смогут воспроизвести в избежание искажений, а для сабвуфера в мостовом включении надо ставить в LPF, чтобы он играл только басовую часть, которую не потянет акустика в дверях. А также, чтобы не спалить его.
Регулятор HPF, им устанавливаем нижний порог среза частоты акустических систем, тоесть обрезаем совсем низкие басы которые вносят искажения с колонок. Например, если high pass фильтр установлен в положении 100 Hz, то частоты ниже этой отметки (глубокий бас) попадать на акустику не будут. Если нет опыта настройки то я советую ставить его от 80до 100 Нz
Регулятор LPF – это срез саба. Тоесть вы ставите частоту выше которой саб не будет играть. Обычно его ставят в положение от 50 до 70 Hz. Если выставить больше бас уже будет менее точный и более раскатистый.
LEVEL – это мощность усилителя. Увернув его на минимум мы прибавляем звук на магнитоле до появления искажений, убавляем немного и начинаем крутить этот регулятор, прибавляем мощность усилителем, пока не появятся искажения. После чего поворачиваем регулятор немного назад. И убавляем громкость на магнитоле. Согласование уровней и настройка усилителей закончены.
Осталось настроить головное устройство и наслаждаться музыкой.
Ставим свою любимую музыку. Делаем погромче и начинаем настраивать верха, чтобы звук от пищалок был не слишком выраженный, но четко слышен. Далее басы по принципу “чем больше, тем лучше” до того уровня, когда не начнется искажение динамиков и немного уменьшаем. Сабвуфер при этом у нас максимально убавлен в магнитоле. Теперь начинаем регулировки уровня фронтальной акустики и тыловой (фадер и баланс). Общая звуковая сцена в автомобиле должна быть ориентирована на водителя. При нулевых положениях звуковая сцена размыта, нам надо направить его в нужном направлении. Задняя акустика всегда ставится только на подзвучку, вся музыка должна исходить из передней акустики, в противном случае правильной звуковой сцены у нас не получится. смещаем фадер на перед примерно +20%. Весь слышимый звук должен исходить из передних динамиков, Далее баланс ставим на протиположную сторону от водителя примерно на +10 -15%. При настройке баланса добиваемся того, чтобы звучание исходило, как бы, от лобового стекла автомобиля. И в финале добавляем уровень сабвуфера в магнитоле до необходимого нам.
В заключение этого пункта хочу обратить внимание и предостеречь вас вот от чего. Всей новой акустике нужно время, чтобы они нормально, так скажем, разработались. В среднем у счастливого обладателя замечательного комплекта уходит месяц-полтора. В этот период НЕ включайте звук на полную мощность, это только для акустики будет хуже. По прошествии этого времени резиновая подвеска станет более мягкой, динамик будет легко “ходить”. Можно теперь приступать к донастройке усилителя мощности. Вся система будет звучать намного лучше, чем при ее первой настройке! Что же касается грозных сабвуферов – они могут распевать свой голос от двух месяцев до полугода.
Вот сайт с интересной информацией: тыц и ещё по настройке
И на последок небольшой FAQ по акустике.
Для согласования и настройки по осциллографу (синусы): тыц
P.S.: Для любителей качественного звука могу предложить свой вариант настройки акустики автомобиля.
www.drive2.ru
НЧ-динамики | Основы электроакустики
На низких частотах диффузор динамика должен работать как поршень. Между тем обычный конический бумажный диффузор с внешним диаметром 250 мм имеет поршневой характер движения лишь на частотах не более 300—400 Гц. Поэтому ведущие фирмы мира буквально изощряются в применении для диффузоров все новых и новых материалов — пластмассы, литых конусов из прочной бумаги с металлизированным покрытием, графитовых материалов, бумаги, армированной слюдой, и т. д. Так, фирмы Panasonic и Technics создали диффузоры сотовой структуры, у которых сотовый диффузор с двух сторон обклеивается фольгой или пленкой. Это расширяет поршневой характер движения до частот около 2000 Гц. Фирма Fisher (США) делает диффузоры осаждением никеля на пористую основу. В своем новом поколении музыкальных центров, фирма Pioneer применила истинные поршневые динамики. Ход диффузора в них достигает ±20 мм. Акустические системы с такими динамиками получили название Power Bass и при малом диаметре диффузора радуют мощными и густыми басами. Многие фирмы уделяют большое внимание увеличению хода диффузора — это единственная возможность увеличить отдачу на низких частотах при одновременном уменьшении диаметра диффузора. Широко практикуется глубокое гофрирование диффузора НЧ-динамиков. При этом чем ниже частота, тем больше эффективный диаметр диффузора, перемещающего воздушную массу. Такой диффузор тоже нельзя сжать в гармошку — он, по существу, уже подобен ей, так что деформация диффузора при ударных сигналах возбуждения оказывается достаточно предсказуемой и не опасной. Тщательный расчет на ЭВМ профиля гармошки исключает ее повреждение и позволяет получить достаточно равномерную АЧХ. Динамики с такими диффузорами выпускают многие фирмы, например, JBL, Pioneer и др.
Одной из самых трудно решаемых (и до конца нерешенных) проблем является подавление резонанса механической системы динамика. Подвешенный диффузор динамика (обычно подвеска делается в двух местах — у вершины и у основания конуса диффузора) ведет себя как колебательная механическая система с довольно малым коэффициентом затухания. Это можно почувствовать, слегка стукнув пальцем по диффузору, — вы услышите (и даже увидите, если динамик мощный) колебания диффузора, затухающие довольно медленно.
Коэффициент затухания (и обратная ему величина — добротность резонансной системы Q) является мерой затухания колебаний: чем меньше коэффициент затухания и выше добротность, тем дольше звучит динамик при импульсном воздействии на диффузор. Заметим, что добротность можно характеризовать числом периодов затухающих колебаний при уменьшении их амплитуды в е раз (е — основание натурального логарифма, е == 2,718…). Даже у хорошо сконструированного НЧ-динамика добротность нередко достигает нескольких единиц, т. е. в ответ на ударное возмущение динамик ответит несколькими полными циклами колебаний с резонансной частотой. Плохо сконструированный динамик дает десятки циклов затухающих колебаний, прежде чем переходный процесс кончается.
Низкочастотные динамики должны иметь прочный диффузор с мягкой подвеской. Это достигается применением специальных материалов для гофрированной диафрагмы и центрирующей шайбы. Таким образом, обеспечивается снижение резонансной частоты до 25—50 Гц, иногда и ниже. Ниже резонансной частоты отдача динамика резко падает и его применение становится малоэффективным. Резонанс динамика приводит к двум неприятностям. При воспроизведении ударных звуков (например, выстрела или удара по барабану) резонансные колебания диффузора приводят к появлению дополнительных колебаний диффузора и, соответственно, к появлению дополнительных звуков, воспринимаемых как сильные искажения (бубнение). Кроме того, при воспроизведении гармонических сигналов резко возрастает отдача динамика на частотах, близких к резонансной, а на более низких частотах резко усиливается спад АЧХ динамика. Вблизи резонансной частоты амплитуда колебаний диффузора резко усиливается (примерно в Q раз) и это может создать большие нелинейные искажения из-за неравномерного магнитного поля в зазоре магнитной системы динамика.
Для уменьшения влияния резонанса используют специальные материалы для подвески гофрированной диафрагмы и центрирующей шайбы — бумагу, пористую резину, спрессованный поролон и т. д. Это уменьшает упругость системы и понижает частоту резонанса. Правильный выбор материалов может заметно уменьшить добротность механической системы динамика. Небольшой подъем АЧХ из-за резонанса на низших частотах звукового диапазона может даже выровнять результирующую АЧХ — однако это возможно лишь при соответствующем акустическом оформлении динамика. Типичным средством подавления резонанса является применение усилителей с близким к нулю (а иногда даже и отрицательным) выходным сопротивлением. Динамик с усилителем представляют собой колебательную электромеханическую систему, для которой полное сопротивление (усилителя и катушки динамика) выполняет роль демпфера. Такое электрическое демпфирование эффективно дополняет другие (сугубо механические) методы демпфирования. Больших успехов в разработке обычных динамиков уже давно добились немецкие и некоторые другие европейские фирмы. Еще с послевоенных лет динамики фирм Grundig и Philips славились своим мощным и в то же время мягким и сочным звуком. И ныне эти фирмы выпускают обширнейшую номенклатуру динамиков, хотя и испытывают весьма серьезную конкуренцию со стороны американских и японских фирм. Так, японская фирма Matsushita еще в 1983 году выпустила НЧ-динамик серии DA с диаметром диффузора сотовой конструкции 160 мм, полосой частот от 0 до 4 кГц, мощностью 100 Вт, отдачей 90 дБ/Вт/м и коэффициентом нелинейных искажений менее 0,2%. Однако динамики столь высокого качества безумно дороги и так и не нашли широкого применения. Тем не менее можно лишь позавидовать нынешним радиолюбителям — конструкторам электроакустических устройств, ибо излучатели (в том числе динамические!) ведущих фирм мира ныне куда более доступны, чем раньше. Обширную номенклатуру динамиков выпускают фирмы B&W, Pioneer, JBL, Sony, Technics и др.
Но самым больным вопросом при использовании динамиков является устранение принципиально присущего динамикам явления акустического короткого замыкания. Когда диффузор динамика выталкивается из магнитного зазора, он создает впереди себя избыточное давление воздуха, а сзади — разрежение. Естественно, что уплотненный воздух тут же переходит в рядом расположенную область разрежения, что резко уменьшает интенсивность излучаемых волн на низких частотах. Чем ниже частота колебаний (и больше длина их волны), тем сильнее проявляется этот эффект. Он перестает быть заметным на высоких частотах, когда длина волны звуковых колебаний становится меньше размеров диффузора. Мы вернемся к обсуждению этого вопроса при описании акустических колонок, а пока лишь отметим, что описанные факторы практически исключают применение динамиков самих по себе, без соответствующего акустического оформления (например, ящика или корпуса аппарата, в который они устанавливаются).
audioakustika.ru
НЧ Динамики Hi Vi A5+
Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня рассмотрим брендовые китайские низкочастотные динамики. Подбираю комплектующие на новый проект полочной Hi-Fi акустики. Под катом все необходимые измерения.Я уже обозревал народный проект полочной акустики «5+1» А. Александрова. Там использовались отечественные динамики Асалаб, теперь рассмотрим китайскую альтернативу.
Компания Hi-Vi это известный китайский производитель динамиков и готовых акустических систем. Это не подвал, а компания которая сама производит и разрабатывает акустику. На их сайте можно посмотреть ассортимент продукции.
Динамики этой фирмы продаются известных американских магазинах акустических комплектующих: madisound и parts-express.
Популярный набор динамиков для китайского полочного кита Swans M1 тоже собран на динамиках Hi-Vi.
Эта модель A5+: это мелкая серия низкочастотных динамиков с алюминиевым диффузором. Сейчас уже не продается нигде, кроме тао.
Есть модель А5
Посылка и упаковка
Доставка по России ТК Энергия.Динамики надежно упрятаны в пенопласт:
И завернуты в пакет:
Сбоку приклеена визитка и комплектный крепеж:
В комплект положили клеммы и крепеж:
Шурупы под внутренний шестигранник.
Внешний вид динамиков:
У динамиков приятный глазу белый диффузор, он композитный там алюминиевая фольга и полипропилен. При постукивании абсолютно глухой звук. Подвес резиновый. Огорчает только выступающий фланец штампованной корзины, могли бы уже сделать литой как в модели А5.
Покрытие диффузора сзади для снижения резонансных явлений:
У динамиков солидная магнитная система:
Магниты ферритовые, экранированы крышками. Звуковая катушка диаметром 25 мм, материал каптон. Заявленная мощность 35 Вт. Сопротивление 8 Ом. У двух динамиков последовательные порядковые номера.
Корзина стальная штампованная:
Собран динамик качественно, все нормально отцентрировано.
Основные размеры:
Это размер 5»
Масса:
Динамики довольно тяжелые из-за большой магнитной системы. Поэтому и доставка их обходится дорого, в прочем как и любых больших динамиков.
Заявленные производителем графики:
ИЧХ:
АЧХ:
Параметры Т-С:
Power handling: 35 watts RMS/70 watts max *VCdia: 3/4″ *Znom: 8 ohms *Re: 6.5 ohms *Frequency range: 55-6,500 *Fs: 55 Hz *SPL: 86dB 1W/1m *Vas: .22 cu. ft. *Qms: 5.91 *Qes: .47 *Qts: .44 *Xmax: 3 mm *Dimensions: A: 5-1/8″, B: 4-1/4″, C: 3-3/4″.
Проведем свои измерения:
Измерение параметров Тиля — Смолла:
В качестве измерительного прибора (у друга) используется китайский кит. Измеряем по методике отсюда.
В роли добавочной массы монета 5 руб:
ИЧХ:
Получаем:
Fs = 75.27 Hz
Re = 6.54 ohms[dc]
Le = 249.25 uH
L2 = 376.85 uH
R2 = 10.21 ohms
Qt = 0.53
Qes = 0.57
Qms = 7.13
Mms = 7.84 grams
Rms = 0.548907 kg/s
Cms = 0.000569 m/N
Vas = 4.93 liters
Sd= 78.54 cm^2
Bl = 6.667496 Tm
ETA = 0.37 %
Lp(2.83V/1m) = 88.68 dB
Added Mass Method:
Added mass = 6.45 grams
Diameter= 10.00 cm
Это на неразмятом динамике, а так резонансная частота должна еще снизится до 65 Гц где то.
ИЧХ пары динамиков:
Как видим, графики очень хорошо совпадают, что говорит о стабильности техпроцесса производства и постоянстве характеристик динамиков. Чего, к сожалению, не хватает подчас отечественному производителю «Асалаб».
Примерно моделируем корпус акустики в программе bassbox 6, получается:
Это 9 л. фазоинверторное исполнение. Неплохой планируется бас для таких мелких 10 литровых колонок.
Измерим АЧХ в ближнем поле, как наиболее достоверную из возможных при измерениях без корпуса:
Ближнее поле:
Как видим низы адекватные, остальное даст фазоинвертор.
Общая АЧХ без корпуса:
Пик 6 кГц (выход из поршневого режима работы динамика) не отягощен резонансами диффузора, это значит конструкция и пропитка диффузора подавили возможные резонансы материала.
Звук у динамиков (насколько это можно оценить без корпуса и ВЧ динамика) приятный, без резкости, мягкий мидбас. Мощность динамики держат хорошо.
Динамики интересные, качество явно выше Асалаба. Диффузор технологичный, мощная магнитная система, жаль фланец штампованный (придется или ставить решетки или точить кольцо).
Осталось к ним подобрать соответствующую пищалку, возможно ленточную.
О посреднике yoybuy.com
Куплено с помощью посредника YOYBUYНоворегам дают купон 10$ для заказов от $50, их можно использовать что бы скостить цену доставки.
Моя посылка:
Спасибо за внимание! Удачных покупок!
mysku.ru
Как выбрать частоты среза для ВЧ, СЧ, НЧ/СЧ динамиков
Посчитал, что будет многим полезно и интересно. Информация взята с просторов сети интернет.
ВЧ динамик — он же твиттер, он же пищалка, самый маленький в вашем автомобиле. Как правило установлен в стойках дверей. Размер около 5см в диаметре.
СЧ динамик- среднечастотный динамик.
НЧ- низкочастотный динамик (бидбас)
Один из обязательных этапов настройки звучания в салоне автомобиля — подбор оптимального разделения частот между всеми излучающими головками: НЧ, НЧ/СЧ, СЧ (если есть) и ВЧ. Есть два способа решения этой проблемы.
Во-первых, перестройка, а зачастую и полная переделка штатного пассивного кроссовера, во-вторых — подключение динамиков к усилителю, работающему в режиме многополосного усиления, так называемые варианты включения Bi-amp (двухполосное усиление) или Tri-amp (трехполосное усиление).
Первый способ требует серьезных знаний электроакустики и электротехники, поэтому для самостоятельного применения доступен только специалистам и опытным радиоэлектронщикам-любителям, а вот второй хотя и требует большего числа каналов усиления, доступен и менее подготовленному автолюбителю.
Тем более что подавляющее большинство продаваемых усилителей мощности изначально снабжены встроенным активным кроссовером. У многих моделей он настолько развит, что с успехом и достаточно высоким качеством позволяет реализовать многополосное включение АС с большим числом динамиков. Однако отсутствие развитого кроссовера в усилителе или головном устройстве не останавливает поклонников этого метода озвучивания салона, поскольку на рынке представлено множество внешних кроссоверов, способных решать данные задачи.
Вначале следует сказать, что стопроцентно универсальных рекомендаций мы вам не дадим, поскольку их не существует. Вообще, акустика — это область техники, где эксперименту и творчеству отведена большая роль, и в этом смысле поклонникам аудиотехники повезло. Но для проведения эксперимента, чтобы не получилось, как у того сумасшедшего профессора — со взрывами и дымом, — необходимо соблюдать определенные правила. Первое правило — не навреди, а о других речь пойдет ниже.
Больше всего трудностей вызывает включение СЧ- и (или) ВЧ-компонентов. И дело здесь не только в том, что именно эти диапазоны несут максимальную информационную нагрузку, отвечая за формирование стереоэффекта, звуковой сцены, а также сильно подвержены интермодуляционным и гармоническим искажениям при неправильной установке частоты разделения, но и в том, что от этой частоты непосредственно зависит и надежность работы СЧ- и ВЧ-динамиков.
Включение ВЧ-головки.
Выбор нижней граничной частоты диапазона сигналов, подаваемых на ВЧ-головку, зависит от числа полос акустической системы. Когда применяется двухполосная АС, то в наиболее типичном случае, т.е. при расположении НЧ/СЧ-головки в дверях, для поднятия уровня звуковой сцены граничную частоту желательно выбрать как можно ниже. Современные высококачественные ВЧ-динамики с низкой резонансной частотой FS (800-1500 Гц) могут воспроизводить сигналы уже с частоты 2000 Гц. Однако большинство используемых ВЧ-головок имеют резонансную частоту 2000-3000 Гц, поэтому следует помнить, что чем ближе к резонансной частоте мы устанавливаем частоту разделения, тем большая нагрузка ложится на ВЧ-динамик.
В идеале, при крутизне характеристики затухания фильтра 12 дБ/окт, разнос между частотой разделения и резонансной частотой должен быть больше октавы. Например, если резонансная частота головки 2000 Гц, то с фильтром такого порядка частота разделения должна быть установлена равной 4000 Гц. Если очень хочется выбрать частоту разделения 3000 Гц, то крутизна характеристики затухания фильтра должна быть выше — 18 дБ/окт, а лучше — 24 дБ/окт.
Есть еще одна проблема, которую необходимо учитывать при установке частоты разделения для ВЧ-динамика. Дело в том, что после согласования компонентов по воспроизводимому диапазону частот вам необходимо еще согласовать их по уровню и фазе. Последнее, как всегда, является камнем преткновения — вроде бы все сделал правильно, а звук «не тот». Известно, что фильтр первого порядка даст сдвиг фазы на 90°, второго — 180° (противофаза) и т.д., поэтому во время настройки не поленитесь послушать динамики с разной полярностью включения.
К диапазону частот 1500-3000 Гц человеческое ухо очень чувствительно, и для того, чтобы передать его максимально хорошо и чисто, следует быть крайне осторожным. Сломать (разделить) звуковой диапазон на этом участке можно, но следует подумать, как потом правильно устранить последствия неприятного звучания. С этой точки зрения более удобная и безопасная для настройки — трехполосная акустическая система, а используемый в ней СЧ-динамик позволяет не только эффективно воспроизводить диапазон от 200 до 7000 Гц, но и более просто решить проблему построения звуковой сцены. В трехполосных АС ВЧ-динамик включают на более высоких частотах — 3500-6000 Гц, то есть заведомо выше критичной полосы частот, а это позволяет снизить (но не исключить) требования к фазовому согласованию.
Включение СЧ-головки.
Прежде чем обсудить выбор частоты разделения СЧ- и НЧ-диапазонов, обратимся к конструктивным особенностям СЧ-динамиков. В последнее время у инсталляторов очень популярны СЧ-динамики с купольной диафрагмой. По сравнению с конусными СЧ-динамиками они предоставляют более широкую диаграмму направленности и проще в установке, поскольку не требуют дополнительного акустического оформления. Основной их недостаток — высокая резонансная частота, лежащая в пределах 450-800 Гц.
Проблема в том, что чем выше нижняя граничная частота полосы сигналов, подаваемых на СЧ-динамик, тем меньше должно быть расстояние между СЧ- и НЧ-головками и тем более критично, где именно стоит и куда сориентирован НЧ-динамик. Практика показывает, что купольные СЧ-динамики без особых проблем с согласованием можно включать с частотой разделения 500-600 Гц. Как видите, для большинства продаваемых экземпляров это достаточно критичный диапазон, поэтому, если вы решились на такое разделение, порядок разделительного фильтра должен быть достаточно высоким — например, 4-й.
Следует добавить, что в последнее время стали появляться купольные динамики с резонансной частотой 300-350 Гц. Их можно использовать, начиная с частоты 400 Гц, но пока стоимость таких экземпляров достаточно высока.
Резонансная частота СЧ-динамиков с конусным диффузором лежит в пределах 100-300 Гц, что позволяет использовать их, начиная с частоты 200 Гц (на практике чаще используется 300-400 Гц) и с фильтром невысокого порядка, при этом НЧ/СЧ-динамик полностью освобождается от необходимости работать в СЧ-диапазоне. Воспроизведение без разделения между динамиками сигналов с частотами от 300-400 Гц до 5000-6000 Гц дает возможность добиться приятного, высококачественного звучания.
Включение НЧ/СЧ-динамика.
Постепенно мы добрались до НЧ-диапазона. Современные СЧ/НЧ-динамики позволяют эффективно работать в полосе частот от 40 до 5000 Гц. Верхняя граница его рабочего диапазона частот определяется тем, откуда начинает работать высокочастотник (в 2-полосной АС) или СЧ-динамик (в 3-полосной АС).
Многих волнует вопрос: стоит ли ограничивать его диапазон частот снизу? Что же, давайте разберемся. Резонансная частота современных НЧ/СЧ-динамиков типоразмера 16 см лежит в пределах 50-80 Гц и благодаря высокой подвижности звуковой катушки эти динамики не столь критичны к работе на частотах ниже резонансной. Тем не менее воспроизведение частот ниже резонансной требует от него определенных усилий, что приводит к снижению отдачи в диапазоне 90-200 Гц, а в двухполосных системах еще и качества передачи СЧ-диапазона. Поскольку основная энергия ударов бас-бочки приходится на диапазон частот от 100 до 150 Гц, то первое, что вы теряете, четко выраженный панч (punch — удар). Ограничивая снизу при помощи ФВЧ диапазон воспроизводимых НЧ-головкой сигналов на 60-80 Гц, вы не только позволите ей работать намного чище, но и получите более громкое звучание, другими словами — лучшую отдачу.
Сабвуфер.
Воспроизведение сигналов с частотами ниже 60-80 Гц лучше возложить на отдельный динамик — сабвуфер. Но помните, что звуковой диапазон ниже 60 Гц в автомобиле не локализуется, а значит, место установки сабвуфера не столь существенно. Если вы это условие выполнили, а звук сабвуфера все равно локализуется, то в первую очередь необходимо увеличить порядок ФНЧ. Не следует также пренебрегать и фильтром подавления инфранизких частот (Subsonic, или ФИНЧ). Не забывайте, что у сабвуфера тоже есть своя резонансная частота и, отсекая частоты, лежащие ниже нее, вы добиваетесь комфортного звучания и надежной работы сабвуфера. Как показывает практика, погоня за глубокими басами существенно удорожает стоимость сабвуфера. Поверьте, если собранная вами звуковая система с хорошим качеством воспроизводит звуковой диапазон от 50 до 16 000 Гц, этого вполне достаточно, чтобы комфортно слушать музыку в автомобиле.
Способы сопряжения головок.
Довольно часто возникает вопрос: следует ли иметь одинаковый порядок фильтров НЧ и ВЧ? Вовсе не обязательно, и даже совсем не обязательно. Например, если вы установили двухполосную фронтальную АС с большим разнесением динамиков, то чтобы компенсировать провалы ЧХ на частоте разделения, НЧ/СЧ-головку зачастую включают с фильтром меньшего порядка. Более того, даже не обязательно, чтобы частоты срезов ФВЧ и ФНЧ совпадали.
Скажем, для компенсации избыточной яркости в точке разделения НЧ/СЧ-головка может работать до 2000 Гц, а высокочастотник — начиная с 3000 Гц. Важно помнить, что при использовании фильтра первого порядка разность между частотами среза ФВЧ и ФНЧ должна быть не больше октавы и уменьшаться с увеличением порядка. Такой же прием используется при сопряжении сабвуфера и мидвуфера для ослабления стоячих волн (бубнения басов). Например, при настройке частоты среза ФНЧ сабвуфера на 50-60 Гц, а ФВЧ НЧ/СЧ-головки на 90-100 Гц, по заверениям знатоков, полностью устраняются неприятные призвуки, обусловленные естественным подъемом АЧХ в этой частотной области из-за акустических свойств салона.
Так что если и работает в car audio правило перехода количества в качество, то подтверждается оно только в отношении стоимости отдельных компонентов и человеко-лет, определяющих опыт и мастерство установщика, который заставит систему раскрыть свой звуковой потенциал.
redpower.ru
Низкочастотный динамик и АЧХ акустической системы
Ранее, в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века, считалось, что чем больше динамиков в колонке, тем лучше. Современный подход в организации озвучивания помещений несколько иной, распространение системы Dolby Surround с отдельным сабвуфером несколько поколебало уверенность в оптимальности звучания АС с несколькими громкоговорителями, но поклонников у них осталось довольно много.
Вопрос о том, какими должны быть динамики для колонок, волнует разработчиков и технологов с того момента, когда эти электромеханические излучатели вошли в быт. Существует определенное противоречие в требованиях к диффузору. С одной стороны, для качественного воспроизведения нижнего, басового спектра он должен иметь достаточно большой размер и массивную магнитную катушку, на «раскачку басов» уходит большая часть мощности. С другой стороны, высокие частоты требуют максимальной легкости колебательной системы и минимальной инертности.
В конечном счете разработчики акустических аксессуаров пришли к логическому решению: в колонке располагать совместно работающие низкочастотные динамики и так называемые «пищалки». Правда, в этом случае образовывался «провал» на середине спектра, но эта проблема устраняется добавлением третьего громкоговорителя, работающего в этом диапазоне.
Частотная характеристика при этом выравнивается на всей слышимой полосе. Низкочастотный динамик может работать без дополнительных фильтров, но для того, чтобы снизить на него нагрузку и продлить долговечность, он снабжен последовательно включенной индуктивностью, не пропускающей средние и высокие волны. Серединный громкоговоритель также избавлен от необходимости «трепаться» на басах и верхних составляющих сигнала. Для этого в одной линии с ним включены катушка и конденсатор. Что касается «пищалки», то туда можно подавать только предназначенную для нее полосу примерно от 3 кГц и выше, для этого последовательно с этим динамиком включена емкость.
Современный низкочастотный динамик представляет собой сложное электромеханическое устройство. Ход диффузора довольно большой. Чтобы его обеспечить в течение длительного времени, необходимы материалы, выдерживающие упругие деформации и сохраняющие при этом свои свойства. Обычно край излучателя связан с диффузородержателем резиновым кольцом полукруглого сечения.
Рабочий ход, составляющий несколько миллиметров, должен иметь четкую траекторию, иначе края катушки станут «затираться» центральным магнитом. Она обеспечивается центрирующей шайбой, как правило, изготовленной из пропитанной вяжущим полимером перфорированной ткани с кольцеобразным гофрированием.
Низкочастотный динамик — устройство высокотехнологичное, в его конструкции находят применение все последние достижения в области производства полимеров. Диффузор должен быть жестким, тогда усилие от катушки будет передаваться всей его поверхности практически мгновенно, и легким, чтобы разгонная характеристика имела как можно меньшее время запаздывания. Однако в большинстве самых дорогих и качественных громкоговорителей, как ни странно, несмотря на все достижения современных технологий, используется бумага, как в первом динамике, который изобрели в 1925 голу американцы Райс и Келлог.
Низкочастотный динамик стал неотъемлемой частью конструкции любой качественной акустической системы.
fb.ru
anikolaev › Блог › То чувство, когда не сразу врубился — это саб или среднечастотник. Тест «эстрадных» НЧ/СЧ динамиков Alphard Deaf Bonce DB-W80
Снова продолжаю тему, которая волнует многих любителей громких фронтов – где взять динамик, который сможет работать не просто как среднечастотник, но и отработать верхний бас на хорошей громкости. На этот раз у меня на измерениях крайне необычный динамик. Пока это самый брутальный, тяжёлый и неубиваемый «эстрадный» мидбас, к которому когда-либо применяли слово «автомобильный». Честно сказать, первые минуты я был вообще в состоянии лёгкого офигевания от него.
Полный размер
Для чего это нужно?
Полагаю, не нужно говорить, зачем нужен «эстрадный» мидбас. Большинство громких систем построены на среднечастотниках, которые приходится «подрезать» снизу очень высоко. Сабвуфер до этих частот, понятное дело, не доигрывает (особенно когда от него хотят получить инфрабас и заставляют играть как можно ниже). Вот и получается, что сабвуфер и акустика не стыкуются между собой и играют сами по себе – саб гудит отдельно, акустика кричит отдельно. Надо что-то делать. Решений два – одно «заходит снизу», другое – «заходит сверху».
«Снизу» – это со стороны сабвуфера. Так делаются, например, сабы Hertz SPL Show. У них очень лёгкий и жёсткий диффузор, так что они могут относительно легко доигрывать до среднечастотников. Но их недостаток – высокая резонансная частота, из-а чего они не могут залезать в инфрабас. На самом деле по такому же принципу работают любые концертные аудиомониторы дальнего поля, ведь ниже 40-50 Гц в концертном звуке на открытых площадках всё равно ничего нет. Тактильные ощущения и удары в грудь – это не нижний, а средний и верхний бас.
Но можно решить проблему «сверху» – со стороны среднечастотников. Вернее, в этом случае это будут уже не среднечасотники, а настоящие мидбасы. Ко мне уже попадали на измерения подобные решения. Например, Kingz Audio (отчёт об их тестировании будет совсем скоро) или Kicx. Это универсалы, которые представляют собой разумный компромисс между «гражданскими» и «боевыми» системами.
DB-W80 построены совсем иначе. Это уже не совсем «гражданские» динамики, а настоящие «боевые молоты» с чёрт знает каким запасом прочности. Честно говоря, среди автомобильной акустики я вообще первый раз встречаю таких бруталов.
Конструкция
Во-первых, вес. Больше пяти килограмм каждый динамик. Это заставляет задуматься о том, как и где их ставить. Двери в данном случае – уже немного спорный вариант. Особенно если учесть, что динамики не 4-омные, а 8-омные, что как бы намекает о включении в параллель как минимум парочки или даже трёх таких динамиков. Одним словом, колечки на обивках, замазанные ведром шпаклёвки, тут не прокатят. Подход должен быть соответствующим.
Полный размер
Самое интересное, что конструкция представляет собой эдакий гибрид среднечастотника с сабвуфером. К примеру, элемент, типичный для СЧ-динамиков – диффузор из целлюлозы низкой плотности. В данном случае жесткость задаётся не столько самим материалом, сколько геометрией – конус достаточно острый. Плюс здоровенный центральный колпачок.
Полный размер
Полный размер
Верхний подвес диффузора – тканевый, опять же как у большинства среднечастотников. Но при этом допускает гораздо больший ход. По крайней мере, на разминке диффузор спокойно молотил 7-10 мм несколько часов, и о каком-то особом механическом ограничении не было даже намёка.
Основная жесткость подвеса диффузора задается, конечно же, центрирующей шайбой.
Полный размер
Гигантский мотор построен на 3-дюймовой катушке. Кто не понял, ещё раз. Трёх. Дюймовой. Да, спалить такую катуху и у сабвуфера ещё надо постараться, а у мидбаса, который в глубокие глубины забираться не обязан, так и вовсе только жёстким клипом.
Полный размер
Подключение акустических кабелей – через полузакрытые нажимные терминалы. Провода сечением 2,5 кв.мм в них войдут со свистом, а вот 4 кв.мм – только если сильно постараться. К этому, кстати, уже можно придраться.
Измерения параметров
Первые «пристрелочные» измерения показали, что динамики нужно серьёзно разминать. Резонансная частота была почти 90 Гц, хотя в описании указано 51 Гц. Жесткое молотилово на синусе 35 Гц и приличном ходе диффузора в течение шести с лишним часов снизило резонанс только до 78 Гц. Измерения пришлось отложить. Ещё несколько часов на следующий день снизили Fs до 73 Гц.
Можно было, конечно, помучить динамики и дальше, это для них даже не трёпка, а так, лёгкое развлечение. Но я их брал лишь на измерения, и возвращать в растрёпанном состоянии как-то не хотелось. Поэтому решил не откладывать и провести полный комплекс измерений. Тем более, что динамики уже в рабочем состоянии и уже понятно, что они могут.
Полный размер
Зависимость импеданса от частоты Alphard Deaf Bonce DB-W80
Fs (собственная резонансная частота) – 73 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 11,0 л
Qms (механическая добротность) – 4,99
Qes (электрическая добротность) – 0,46
Qts (полная добротность) – 0,42
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 27 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,1 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,2 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,8 дБ
Действительно, больше похоже на сабвуфер, у которого заменили подвижную систему на более лёгкую. Добротность Qts намекает на возможность установки в корпуса, что при такой конструкции выглядит вполне логичным. При желании каждому можно отвести вообще литров по пять, но это ограничит их рабочую частоту снизу, и использование этих гигантов потеряет смысл. Так что постарайтесь набрать объём хотя бы литров 10 на каждый динамик, не меньше. Так они раскроются.
Измерения АЧХ и варианты настройки
АЧХ измерена при установке динамика в 30-литровый корпус. Как всегда, по оси и под углами 30 и 60 градусов. При установке в более тесный корпус перелом на нижней границе рабочего частотного диапазона будет более резким.
Полный размер
Как видите, динамик получился универсальным – он спокойно и не заикнувшись отрабатывает верхний бас, что от него и требовалось. Снизу его можно спокойно резать на 60-80 Гц. Динамик допускает относительно большой ход, так что ранних искажений можно не бояться.
Но при этом, заметьте, он и вверх забирается неплохо. Описание говорит, что он предназначается исключительно для 3-полосных систем. Но если сильно прижмёт, то с некоторым натягом их можно использовать и в 2-полосных. Если ФВЧ настроить чуть ниже горба, примерно на 2-2,5 кГц, то это опустит этот «холм», и на оси динамика АЧХ окажется ровной где-то до 4 кГц. А это та граница, на которой уже можно «пристыковать» к DB-W80 какой-нибудь крупный твитер, скажем, не менее брутальный Alphard DB-D50NEO.
Но в любом случае нужно учитывать – это актуально, когда мы находимся по оси динамика. Т. е. если система строится по принципу направленной «звуковой пушки» и нам по фигу, как её будет слышно со стороны. Если же нам нужно, чтобы система излучала одинаково в широком угле, то лучше не мудрить и переходить к 3-полоске. За размером СЧ-динамиков гнаться не стоит, 6,5-дюймовые среднечастотники в этом плане могут оказаться предпочтительнее.
Как вариант – Alphard DB-M60NEO, отчёт об их тестировании будет совсем скоро. Забегая вперёд, скажу, что эти динамики прекрасно работают в компактных объёмах, а это большой плюс для компоновки системы со столь необычным мидбасом, как Alphard DB-W80.
Плюсы:
Огромный запас прочности
Действительно играют низко, легко стыковать с любыми сабвуферами
При необходимости могут работать в корпусах от 10 литров
Минусы:
Разве что вес, обычные способы установки не прокатят
www.drive2.ru
Тест НЧ/СЧ динамиков Micro Precision 5.16MKII — «Автозвук» на DRIVE2
Тестировать отдельные компоненты акустики – дело неблагодарное, в таких случаях результат во многом зависит от конкретных настроек в системе. Тем не менее, любопытство взяло свое, и я взялся за оценку Micro Precision 5.16MKII, на пару недель пристроив этих нежных детищ Томаса Хоффманна в своей системе.
Конструкция
Засада поджидала с первого же момента – внешний размер фланца корзины у Micro Precision оказался чуть больше стандартного. Пришлось на время снять внешнее кольцо и ездить с колхозным видом дверей. К счастью, внутренний посадочный диаметр позволил установить динамики в имеющиеся подиумы без проблем и достаточно крепко.
Корзины у Micro Precision литые из алюминиевого сплава, с тонкими «спицами». Последнее особенно хорошо – через большие окна с тыльной стороны динамик «дышит» свободно.
Диффузор выполнен из прессованного целлюлозного композита с добавками. Он одновременно и жесткий, и обладает малой массой, и практически полностью лишен паразитных призвуков. Добиться сочетания всех этих свойств обычно не так-то просто. Подвес диффузора очень и очень мягкий, что вынуждает обходиться с ним осторожнее обычного.
Если присмотреться к динамику с обратной стороны, то по внешнему периметру диффузора, под верхним подвесом, можно заметить небольшой отштампованный бортик. Он тоже добавляет диффузору жесткости.
Прослушивание
Оценка звучания проводилась в следующей системе. Источники – потоковый Wi-Fi плеер и медиаплеер WD первого поколения, оба подключены к процессору Alpine PXA-H800 по оптике. Дальше – гибридный усилитель hand made.
Поскольку в качестве СЧ/ВЧ звена у меня трудятся SO Audio, первые настройки оставил как есть – раздел в районе 1,5-2 кГц первым порядком (правый и левый настроены по-разному, но сейчас это не суть важно).
Первые впечатления от Micro Precision 5.16MKII при таком включении – шикарное разрешение на СЧ и НЧ. Усилитель легко и без натуги контролирует движение диффузора. Бас очень подвижный, контрабас в джазовых композициях просто великолепен. Голос естественен и открыт, ни грамма зажатости. Вот они – плоды легкого диффузора и мягкого подвеса.
Первое впечатление – замечательное. Дальше – начинаем искать, что в этих динамиках не устраивает. Во-первых, возникли вопросы к нижней части диапазона. Да, динамики умеют играть довольно глубоко вниз, при этом не захлебываясь и не теряя красоты звучания наверху. Но бас, на мой взгляд, слишком сухой и академичный. Джаз, классика, легкий инструментал – все это играет просто великолепно. Но как только ставишь драйвовый рок – сразу же ощущается нехватка вкусного «мяса» на среднем басе. Удар бас-бочки недостаточно тяжел, а бас-гитара не рвет струны в грудной клетке. Чтобы получить драйвовый панч, приходится перекладывать эту обязанность на сабвуфер и подтягивать настройку ФНЧ повыше, а тут, как вы понимаете, возникают уже другие сложности.
Другая особенность этих динамиков – работа на верхнем краю своего частотного диапазона. Все, что ниже 1,5-2 кГц, играет замечательно – подробно, с хорошей микро- и макродинамикой. Выше – теряется детальность и прозрачность. Признаться, неожиданный результат, обычно динамики с легкой «подвижкой» хорошо забираются вверх. Да и, забегая вперед, кривая импеданса особых проблем с этим не предвещала.
Тем не менее, факт на лицо, и Micro Precision 5.16MKII пойдут явно не во всякую двухполосную систему. Потому как не всякий твитер дотянет вниз до 2 кГц, а дотянув, может перестать нормально играть вверху. А вот в трехполосной системе эти мидбасы будут чувствовать себя куда как лучше. Трехполоска – это как раз для них.
Измерения
Импедансная кривая динамика
Fs (собственная резонансная частота) – 46 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 34 л
Qms (механическая добротность) – 4,33
Qes (электрическая добротность) – 0,87
Qts (результирующая добротность) – 0,72
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,4 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,8 Тл м
dBspl (чувствительность, 2,83 В) – 88.2 дБ
Редко можно встретить динамики со столь легким диффузором и одновременно низкой резонансной частотой. Обратите внимание, Mms составляет меньше 10 грамм, а резонансная частота при этом – как у иных 8-дюймовых сабов. Да и мягкость подвеса та еще – Vas аж больше трех десятков литров, для 6,5-дюймового автомобильного динамика это нынче редкость. Отсюда и «скорострельность», и превосходная микродинамика, и способность не «зашиваться» при снижении частоты ФВЧ на стыке с сабвуфером. «Мотор» динамика имеет не рекордное количество силенок, но их вполне хватает.
В целом параметры оказались близкими к заявленным на сайте производителя, за исключением, разве что, добротностей. На деле электрическое демпфирование оказалось лучше (Qes равен 0,87 против заявленных 1,05), а подвес не настолько упругий (Qms равен 4,33 против заявленных 7,15). В итоге и результирующая добротность вышла более «правильной» – 0,72 против заявленных 0,91. В общем, им показана исключительно дверная установка, о ящиках можно и не вспоминать.
Выводы
Отличный динамик для трехполоски. Или двухполоски с широкополосными динамиками. Звучание до безобразия подробное, микродинамика и макродинамика – на высоте. Сухой и академичный характер баса – это скорее не недостаток, а дело вкуса. Для джаза, блюза, классики, инструментала – то, что надо. Для рока – придется постараться с подбором и настройкой сабвуфера. Чтобы нормально срастить его с мидами, нужно подыскать модель с легкой подвижкой без проблем на среднем басе. А еще можно поставить сдвоенный комплект 5.16MKII – тоже неплохой вариант.
www.drive2.ru